Если вы слету так ничего и не сообразите, то, быть может, вас приблизит к ответу тот немаловажный факт, что все мы изучали это событие на уроках истории. Этим фактом руководствовался и Стивен Спилберг, снявший в прошлом году фильм ”Линкольн”.

Конечно, для Соединенных Штатов большим событием явилась начавшаяся в 1861 году гражданская война, вследствие которой резко сократилось производство хлопка в южных штатах. Следующим звеном цепной реакции на мировом рынке стала потребность замены хлопка другими материалами, что, в свою очередь, подняло цены на лен. Поскольку в Мульгимаа существовали благоприятные условия для выращивания льна, его жители благодаря войне, разразившейся в Америке после отмены рабства, снова разбогатели.

Я начал с этого вопроса, дабы показать, как уже 150 лет назад событие, которое, казалось бы, произошло на другом конце света, могло повлиять на нашу жизнь.

Жизнь в стране, восстановившей суверенитет, не раз напоминала нам об этом явлении. Когда в 1997 году в Тайланде начался разоривший множество азиатских стран экономический кризис, он вскоре дошел до России, а оттуда переместился и в Эстонию. Когда осенью 2008 года в Нью-Йорке обанкротился банк имени Lehman Brothers, это вызвало цепную реакцию, которая спустя полгода привела к спаду в Эстонии, во многих европейских странах кризис тлеет и по сей день.

В обоих случаях кризис, казалось бы, происходящий на безопасном от нас расстоянии, обусловил банкротство сотен эстонских предприятий, потерю работы — десяткам тысяч живущих в нашей стране людей, суровые сокращения зарплаты как в частных, так и в государственных предприятиях.

Еще сильнее взаимозависимость стран в Евросоюзе, который отмечает 9 мая свое 63-летие. Поскольку в день рождения существует славный обычай оглядываться в прошлое на проделанное или не осуществившееся последние годы, то сделаю здесь это и я.

В части Европейского союза главным, несомненно, является то, что за последний год удалось взять под контроль экономический кризис, хотя опасных очагов, которые в некоторых странах-членах придется в ближайшие годы также погасить, еще предостаточно.

В Европе идет обусловленная кризисом оживленная дискуссия о том, как по возможности быстрее помочь экономике встать на ноги и какой ”ремонт” провести в союзе во избежание кризисов. Большинство европейцев, в том числе и эстонцев, поддерживают ту точку зрения, что для выхода из кризиса нужно более тесно сотрудничать. К сожалению, прогрессу в этой области препятствуют разногласия, которые возникают, стоит только на стол положить какое-либо предложение об изменениях.

В Эстонии обмен мнениями по вопросу о дальнейшей судьбе Европы проходил пассивно. Один из авторов нашей конституции адвокат Юри Райдла объясняет это следующим образом: ”Мы наслаждаемся Европейским союзом, его существованием. Наслаждаемся по праву, потому что мы очень многое получили от Евросоюза, и есть основания полагать, что и будущее сулит нам столь же благоприятный ход дел. Но само по себе ничего не способно удаваться, ради этого нужно трудиться и преодолевать различные тяготы”.

Поэтому целесообразно следить за обменом мнениями: в каком направлении будет меняться Европейский союз и каким образом. В настоящее время ужесточен, прежде всего, взаимный финансово-экономический контроль между странами, чтобы за ошибки или безответственность какой-либо страны больше не несли ответственность другие.

В конце прошлого года Европейскому союзу заслуженно была присуждена Нобелевская премия мира за предотвращение войн. Это достижение, которое, вытекая из исторической особенности, в Западной Европе ценится очень высоко, а в Восточной Европе ему не придается особого значения. Хоть оправданно возник вопрос, не припозднился ли комитет по премиям с этим решением, в особенно, с учетом того обстоятельства, что президент США Барак Обама получил ее в конце первого года своего официального президентства.

Как для Европы в целом, так и для Эстонии, важно, чтобы странам-членам удалось договориться по вопросу о бюджете Европейского союза на 2012-2020 годы. Навевает грустные мысли то, что впервые в истории общий бюджет сократился, ибо за меньшие деньги трудно добиться большего и становления более сильной Европы. С другой стороны, Эстония обрела уверенность в том, что и в следующие 7 лет почти 15 процентов нашего бюджета составят поступления от налогоплательщиков других стран, что поможет осуществлять важные, нацеленные на будущее инвестиции.

В истекшем году в Эстонии впервые после присоединения к Евросоюзу возникло обсуждение вопроса, приковавшее к себе общенародное внимание. Одними из спорных вопросов были и те, разрешает ли наша Конституция нам присоединяться к группе спасения еврозоны ESM (Европейский стабилизационный механизм) и справедливо ли, что не самые процветающие жители Эстонии должны одалживать деньги значительно более состоятельным народам?

Несмотря на серьезные споры и явное недовольство, проведенное в конце прошлого года исследование общественного мнения показало, что 74% опрошенных считают правильным вхождение Эстонии в Евросоюз.

Уже в июле Европейский союз возрастет еще больше, ибо тогда к нему присоединится Хорватия со своим 4,4-миллионным населением. Несмотря на кризис, это событие демонстрирует, что Евросоюз для многих соседних государств неуклонно продолжает оставаться объединением, к которому желают присоединиться, поскольку членство выгоднее обычных, ни к чему не обязывающих, добрососедских отношений.

В последние годы финансовые аналитики постоянно повторяют, что в экономическом плане Эстония могла бы быть и успешнее, если бы в других странах ЕС все было в порядке, поскольку именно на еврорынке мы продаем 70% экспортируемых товаров и услуг. Чем лучше будут обстоять дела у наших соседей, тем больше рабочих мест сможет создать экономика Эстонии и тем быстрее будет улучшаться благосостояние жителей нашей страны. Поэтому Эстония заинтересована в том, чтобы переживающие трудности европейские страны по возможности быстрее преодолели свои проблемы, потому что если все будет хорошо в Европейском союзе, будет хорошо и населению Эстонии.

Поделиться
Комментарии