Портал DELFI решил внимательнее присмотреться к Европейскому свободному альянсу, как к серьезной организации, представленной в Европарламенте. И исключительно на примере его членов (как достаточно зрелых для участия в международных альянсах партий) показать, кто еще в Европе жаждет независимости.

Австрия

Партия Enotna lista (по-немецки — Einheitsliste), основанная еще в 1973 году, представляет интересы каринтийских словенцев (этнические славяне), живущих на юге Австрии. Несмотря на то, что это крупнейшее меньшинство в Австрии, на 2001 год их в стране проживало всего 13 тыс. человек (в 1991 году — почти 15 тыс.). Большая их часть живет очень компактно — есть поселки и городки, в которых 70-90% составляют именно каринтийские словенцы.

Бельгия

Новый фламандский альянс (Nieuw-Vlaamse Alliantie) выступает за отделение Фландрии от Бельгии и достаточно широко представлен как в местном парламенте (почти треть мест), так и в Европарламенте (4 из 21). Ситуацию для объединения усложняет тот факт, что исторически Фландрия находилась на территории сразу трех нынешних государств — Франции, Бельгии и Нидерландов. Независимость фламандцы потеряли во второй половине IX века, да так с тех пор и не могут обрести. Ситуация с Фландрией в стране остается достаточно напряженной и когда-нибудь может во что-то вылиться.

Болгария

Объединенная македонская организация Илинден–Пирин представляет интересы небольшой (3 тыс.) группы этнических македонцев в Болгарии. Официально, кстати, партия в стране не зарегистрирована и общее состояние этой политической силы совершенно неопределенное.

Чехия

Партия Moravané — довольно старое объединение (с 1990 года). Как понятно из названия, она хочет независимости для Моравии и восстановления ее в исторических границах. Поскольку регион занимает около трети площади страны и в нем проживает 3,1 млн человек, официальная Прага не горит желанием идти на поводу у партии, у которой даже нет представительства в парламенте.

Хорватия

Lista za Rijeku — Lista per Fiume выступает за автономию третьего по величине города Риека в составе Хорватии. Больше прав, 70% местных налогов, развитие города и региона, специальный статус, вот это все. В национальном парламенте при этом не представлена и даже на уровне города имеет весьма слабую поддержку (6% на выборах 2010 года).

Дания

Slesvigsk Parti в Дании представляет интересы шлезвигских немцев, причем уже на протяжении 90(!) лет. На протяжении XX века ей периодически удавалось получить одно место в национальном парламенте, но никаких шансов на что-то серьезное в обозримом будущем у нее нет.

Финляндия

Партия "Будущее Аландов" выступает за провозглашение Аландских островов независимым государством, однако даже на местном уровне она едва набирает 6-8% голосов. По результатам последних выборов ей удалось получить три из 30 мест в парламенте. Недостаточно даже для того, чтобы заговорить о референдуме.

Франция

Во Франции есть аж шесть партий, которые придерживаются сепаратистской идеологии. Дай им волю — Савойя, Окситания, Корсика, Бретань, Эльзас и северная Каталония, все стали бы исключительно независимыми. При этом ни одна из партий не имеет представительства в национальном парламенте и лишь Union Démocratique Bretonne и U Partitu di a Nazione Corsa представлены в региональных органах самоуправления. Более-менее серьезные шансы изменить хоть что-то есть лишь у последней — в 2010 году партия "взяла" 11 из 51 места в региональном парламенте.

Германия

В Германии также хватает любителей побузить — у законопослушных немцев есть четыре небольшие партии, ратующие за особые права или независимость для Баварии, Восточной Фризии и Лужицы (интересы лужицких сербов представляют аж две политические силы). К сожалению или к счастью, но все они не могут заручиться поддержкой даже местного населения, не говоря уже об уровне страны.

Греция

В Греции есть сила, которая выступает за права для этнических македонцев. Называется — "Радуга". Никакими успехами в борьбе похвастаться не может.

Италия

В Италии пять политических сил занимаются тем, что может быть названо "стремлением к сепаратизму". Свободными и счастливыми они мечтают видеть Больцано (Южный Тироль), Венето (со столицей в Венеции), Сардинию, этнических словенцев и Валле-д’Аоста. Все пять партий имеют определенное представительно в локальных органах власти, хоть и небольшое (рекорд — 12,4% у ALPE, выступающей за особые права и отношения к Валле-д’Аоста). Однако, ничего серьезного в стране все равно не назревает.

Нидерланды

Friese Nationale Partij с 1962 года выступает за федерализацию станы с особыми правами для Фрисландии. Несмотря на то, что это достаточно широко известно за пределами Нидерландов, особых успехов, сравнимых с шотландскими, партии добиться не удается — в локальных органах власти на последних выборах она представлена лишь 4 представителями из 43 мест, в Сенате — 1 из 75.

Польша

Ruch Autonomii Śląska выступает за автономию Верхней Силезии, делает это с 1990 года и так или иначе, но представлена в парламенте страны (там нет 3-5% барьеров, благодаря чему в 1991 году при 0,36% голосов партия получила аж два места. Но особой поддержкой не пользуется даже в "родном" Силезском воеводстве, всего 3 места из 48 на последних выборах.

Словакия

В Словакии есть карликовая ассоциация Венгерских христианских демократов, представляющая интересы этнических венгров. Серьезной политической силой не является.

Испания

Испании принадлежит абсолютный рекорд по числу сепаратистских партий — девять штук, при этом четыре из них имеют отделение и во Франции. Прежде всего, это всем известная Esquerra Republicana de Catalunya, выступающая за отделение Каталонии под условным лозунгом "Хватит кормить Мадрид!". Несмотря на то, что эта история известна всем, кто хоть немного следит за новостями, стоит отметить, что шансов на инициирование чего-то серьезного по примеру Шотландии у партии мало. Хотя бы потому, что хотя она и представлена в органах власти Испании и даже в Европарламенте, в своем родном каталонском парламенте у нее лишь 21 из 135 мест — и близко недостаточно для выдвижения судьбоносных инициатив.

Дальше идет, разумеется, Страна Басков и аж три политические организации, которые готовы добиваться ее независимости. У них у всех есть свои особенности, и все они представлены в местном парламенте (больше всех голосов у националистической Euskal Herria Bildu, 21 из 75), однако даже суммарно, если допустить, что они готовы работать вместе, они не набирают и половины.

Есть также сепаратистские партии в Валенсии и Андалузии, на Мальорке и в Арагорне, но у каждой из них лишь 5-10% в местных парламентах. По сравнению со многими европейскими "коллегами" это много, конечно, но все равно недостаточно для серьезных телодвижений.

Великобритания

В Великобритании помимо Шотландии "жаждут" особых привилегий также Уэльс и Корнуолл… Ну, как жаждут — у Mebyon Kernow — The Party for Cornwall лишь 4 из 123 мест в местном собрании,а у Plaid Cymru — The Party of Wales хоть и 171 из 1264, но все равно слишком мало.

Квебек

Канадский Квебек, разумеется, не имеет никакого отношения к Европейскому свободному альянсу, но не упомянуть его в такой публикации было бы неправильно. Хотя бы как пример маленькой части огромной страны, которая последовательно, путем нескольких референдумов (1980 и 1995 годов) добилась существенной автономии и даже "выбила" себе право проводить собственную миграционную политику, не говоря уже о праве принимать свои законы и самостоятельно управлять правосудием, здравоохранением, образованием и т.д.

За полную независимость выступают две из трех политических сил Квебека — Parti québécois и Québec solidaire, суммарно у них немногим менее половины (55 из 125) голосов в местном парламенте. Так что можно уверенно говорить, что если где-то в ближайшее время остро и встанет вопрос о независимости, то это точно случится не в Европе.

Поделиться
Комментарии