Этой осенью Еврокомиссия высказала новое предложение: как еще больше усилить экономический и финансовый союз. Например, комиссия хочет, чтобы у еврозоны было свое представительство в Международном валютном фонде (IMF), а также, чтобы Европа в течение полугода обращала повышенное внимание на вопросы занятости и социальные аспекты. Также комиссия предложила: в странах-членах должны появиться независимые учреждения, занимающиеся вопросами конкурентоспособности.

Предложения составил кабинет вице-президента Еврокомиссии Валдиса Домбровскиса, глава которого — Танели Лахти — рассказал Eurokratt, что поскольку советы относительно каждой страны работают весьма хорошо, комиссия желает, чтобы страны-члены приняли на себя еще больше ответственности; и тут прийти на помощь могли бы независимые учреждения, занимающиеся вопросами конкурентоспособности.

Сейчас раз в год Еврокомиссия дает советы каждой стране-члену. Эстонии, например, посоветовали в нынешнем году придерживаться целей относительно бюджета в течение средне-долгого периода, предпринять конкретные шаги для улучшения трудоспособности населения, уменьшить гендерную разницу уровня зарплат, а также гарантировать качественные социальные услуги и услуги по уходу за ребенком на местном уровне. Кроме того: увеличить число людей со средне-специальным образованием и улучшить соотношение профессионального образования и требований рынка труда.

Премьер-министр Таави Рыйвас тогда заметил, что советы комиссии поддерживают имеющиеся в программе правительства шаги. ”Они касаются реформы трудоспособности, стимулирования людей с низким уровнем зарплат к активности на рынке труда, улучшения интеграции средне-специального образования в рынок труда, а также научной и развивающей деятельности — в экономику”, — рассказал Рыйвас. ”Эстония принимает всерьез мнение Еврокомиссии. Мы всегда считали международную поддержку и опору очень важной”, — добавил он.

Рекомендации для Эстонии в последние годы были скорее не слишком настоятельные, однако многим другим Еврокомиссия советует время от времени проводить весьма болезненные реформы. Например, в том году Италии напомнили, что она должна целенаправленно и основательно идти по пути отделения, чтобы уменьшить чересчур большую долговую нагрузку правительства.

Танели Лахти считает, что поскольку иногда пожелания комиссии относительно каждой страны связаны со сложными и больными темами, ознакомление с которыми может быть политически болезненно для местного рынка, представитель стран-членов утверждают, что государство не желает принимать в расчет советы комиссии, но ничего не исправишь — надо выполнять.

”В какой-то момент люди могут начать в это верить. Если они считают, что плохие и болезненные вещи идут из Брюсселя, и альтернатива — не слушать эти советы, это было бы просто опасно”, — считает Лахти. ”Реформы, о которых говорит комиссия, нужны. Эти советы даются в сотрудничестве со странами-членами, они не берутся внезапно из неоткуда”, — добавил он.

Это — одна из причин, почему Еврокомиссия желает, чтобы в странах-членах были бы созданы независимые учреждения, отвечающие за вопросы конкуренции: они занимались бы мониторингом экономического развития.

”Думается, страны-члены были бы более восприимчивы, если бы с рекомендациями были связаны и местные институты, анализирующие экономику и дающие советы”, — сказал Лахти. ”Независимые экспертные анализы с большой долей вероятности обратят внимание на те же проблемы, однако, правительству легче слушать своих экспертов, нежели Брюссель”, — добавил он.

Лахти объяснил, что для комиссии не важно, кто примет на себя работу подобного рода учреждения: это может быть, например, и центральный банк, и научный институт, и ”мозговой центр”. Важно, чтобы это была независимая организация, на которую не воздействуют правительство и политики. ”Мы не желаем безусловно видеть новую организацию, а хотим ясного и четкого партнера, кто будет проводить такой независимый анализ, и с кем мы могли бы вести переговоры”, — пояснил Лахти.

Поделиться
Комментарии