Натуралист из Йыгевамаа Вахур Сепп знает много историй о том, как животные готовятся к зиме. Все последующие случаи основаны на богатом багаже его многолетних научных наблюдений.

Яичный и лягушиный склад

Лесная куница начинает подготовку к зиме еще весной. Она собирает птичьи яйца, причем яйца должны быть размером не меньше, чем яйца молочницы или даже больше. Маленькие яйца, к примеру, воробьиные, куница съедает сразу. "Причем, куница не разрушает или полностью опустошает птичьи гнезда. Ее тактика проста — надо оставить гнездо, чтобы птицы и дальше неслись и не строили гнездо в другом месте",- отмечает Вахур.

Вот и несет бедная птица свои яйца, а куница пополняет свои запасы. А если у птицы больше нет яиц, то куница может и саму птицу прихватить. "Это мистика, как куница отыскивает зимой свои запасы. Полметра снега, яйца спрятаны под корнями ели, а куница точно определяет, где ее склад, заложенный в мае месяце",- рассказывает Вахур.

Хорек также рано начинает собирать свои зимние запасы. "Хорек выслеживает места сна лягушек. Поймав лягушку, он перекусывает шейный нерв, так лягушка остается жива. Набрав под корнями пня целое ведро лягушек, хорек хитро продумывает свое зимнее питание. Ведь спящих лягушек можно было бы и без перекусывания шейного нерва "складировать", но с наступлением потепления лягушки проснутся и расползутся",- делится секретами лягушиного склада Вахур Сепп.

Ветки на дно водоема

К зиме готовит запасы пропитания и бобр, который именно в это время задумывается о своих "зимних обедах". Как только деревья (ива, осина, рябина, а иногда и береза) начинают менять свет листьев, бобры нагрызают круги на стволах. Так бобры отмечают те деревья, которые станут их зимней пищей. Причем, такой круговой надгрыз нужен не для отметки дерева, а для сохранения питательности веток. Тогда питательные вещества не смогут уйти в корни.

С наступлением холодов бобры повалят дерево или это сделает ветер, тогда бобры перенесут ветки размером с шариковую ручку на дно своего дома-водоема и разложат у входа в нору. "Отмечено, что через две недели после того, как бобры начинают таскать ветки, водоем покроется льдом. Пока такая работа еще не очень активная, следовательно, до холодов еще далеко",- отмечает Вахур.

Усердно готовят зимние запасы, к примеру, еще белки, полевые мыши, а также сойки, которые собирают желуди дуба. Громкие голоса лесных жильцов сейчас хорошо слышны в дубовых рощах.

Вахур рассказал о том, как сойка может за один раз поместить в клюве (и растягивающемся пищеводе) до 12 желудей, а затем перенести их больше километра в свой "склад". "Во время полета часть желудей начнет друг за другом падать, и в лучшем случае, к месту назначения будет доставлено шесть желудей", — с улыбкой делится лесными наблюдениями Вахур Сепп — лучший специалист в области распространения дубов в эстонских лесах.

Больше жира

Подготовка к зиме — это и самонасыщение. "Те, кто находит, что зима будет жестоким испытанием и питания может не хватить, начинают копить свои собственные подкожные жировые запасы. Так поступают медведь, енотовидная собака и барсук. И ежи продолжают запасать букашек", — рассказывает Вахур. Обычно к началу зимы у ежей под кустами или в поленнице уже подготовлено место для зимней спячки.

"А вот у медведей идет сейчас самая настоящая борьба за место спячки. Сейчас медведь отмечает предполагаемые места своей зимней норы. А делается это так — медведь надкусывает березку или ольху настолько высоко насколько он это может сделать. На дереве остается также запах медведя. Такая отметка служит сигналом — "Тихо! Я здесь сплю!", — делится своими знаниями Вахур.

Иногда случается так, что отметка молодого медведя на месте его будущей зимней спячки оказывается ниже нового надкуса, поставленного позже более крупным зверем. Что остается молодому медведю? "Ноги в руки, и спасайся, кто может!" Надо искать новое место для зимней норы.

Вахур раскрывает секреты подготовки медвежьей зимней норы — как только подходит время отходить ко сну, медведь находит в ельнике ранее отмеченное место — окно между молодыми елями. Нора-ямка выкапывается на северной стороне, тогда мартовское солнце начнет пригревать косолапого.

Нора-ямка заполняется ветками и мхом. Последнее приготовление — крыша из надломанных молодых елей. "Говорят, что медведь спит в пещере. Место зимнего сна медведя накрывается снегом, поэтому нам кажется, что это пещера. На самом деле это не так",- еще один лесной секрет, которым поделился Вахур.

Достаточный жировой запас накопили к зиме и все копытные. Но это не должно стать помехой для их передвижения в зимнем лесу.

Поделиться
Комментарии