По оценке экспертов, причиной недоверия и нарастающей ненависти являются общее углубление кризиса, плохая правительственная коммуникация и желание людей верить в реальность своих страхов.

В ночь на четверг неизвестный злоумышленник поджог торцевую стену центра для беженцев в Вао. В тот же день вышло в свет новое исследование Turu-uuringute AS, где, помимо прочего, освещается и отношение людей к беженцам. Результаты — пугающие, особенно по сравнению с данными двухмесячной давности.

В своем июньском омнибусном опросе Turu-uuringute AS исследовало мнение людей о переселении беженцев на основании установленных Евросоюзом квот. Тогда 41% опрошенных считали, что Эстония должна принять беженцев, но лишь в соответствии со своими возможностями. В августе же, когда стало известно, что Эстония примет максимально 150-200 беженцев, исследовательская компания повторила свой опрос уже с учетом этой информации. Прием до 200 беженцев поддержали 22% респондентов. Таким образом, становится ясно, что гостеприимство куда-то быстро испарилось. Тут встает три главных вопроса. Во-первых: почему за три месяца эстоноземельцы стали еще более недоверчивы и враждебны? Во-вторых: повысится ли градус ненависти и стоит ли ждать новых посягательств? И в-третьих: что сделать, чтобы потушить запал ненависти?

Отчего люди так озлоблены?

По словам эксперта по равноправию Кади Вийк, один из аспектов — плохая правительственная коммуникация. ”Сначала ее не было вообще, потом были попытки исправить положение, но звучащие сообщения несут преимущественно негативную окраску. Министр социальной защиты Маргус Цахкна сразу же изначально заявил, что наша задача — принять как можно меньше беженцев (будто бы это что-то плохое). Потом имели место какие-то непонятные идеи о запрете бурок. Сейчас же, в связи с поджогом в Вао, существует мнение, что за этим стоит кто-то, кто хочет спровоцировать дебаты, или же вообще борцы за толерантность сеят раздор”,- отметила Вийк.

Ответственный за развитие психологической защиты — советник правительства Ильмар Рааг считает, что ввиду углубляющегося кризиса отношение к беженцами изменилось не только в Эстонии, но и во всей Европе. ”Эстонская журналистика преподносит в международных новостях вопрос мигрантов как проблему. Это не вселяет веру в то, что Эстония в состоянии контролировать ситуацию”, — говорит Рааг о причинах.

Второе очень важное место — СМИ, в которых имеют возможность выразить свое мнение все вне зависимости от уровня образования. Именно там и забурлила ненависть этим летом. ”Большие газеты занимали преимущественно либерально-гуманистическую позицию. По существу писали, что сказало или сделало правительство, но в то же время критиковали за то, что информации недостаточно. Но, с другой стороны, моральная паника населения настолько велика, что информации из традиционных СМИ больше недостаточно”,- сказал Рааг. ”Вне зависимости от доступности самой актуальной информации люди в основном верят больше тому, что подкрепляет их страхи”.

Что же дальше? Будет ли расти градус ненависти?

Поджог центра в Вао — просто глупое преступление. Его виновник едва ли сможет объяснить, как убийством более 50 человек он хотел решить международный миграционный кризис. Тут возникает вопрос: а в будущем тоже будут совершаться подобные идиотские преступления? ”То ,что случилось в Вао, для многих было шоком, однако, увы, это можно было предвидеть. Вероятно, поджог центра для ходатайствующих об убежище — лишь первое звено в длиной цепочке преступлений на почве ненависти”, — рассуждает член правления эстонского центра помощи беженцам Инги Михкельсоо.

Эксперт по миграции Академии внутренней безопасности Керт Валдару полагает, что настало время заниматься вопросом уменьшения ксенофобских настроений.

Что мы можем сделать для понижения градуса ненависти?

Автор исследования Юхан Кивиряхк привел в пример следующее сходство. ”Я сравнил бы нынешнее положение с серединой 90-х, когда на повестке дня был вопрос об отмене смертной казни. В то время более 70% населения были против. Тогда Парламент сделал свой выбор в пользу европейских ценностей”, — пояснил Кивиряхк. Следовательно, государственная политика должна быть примером толерантного отношения.

Ильмар Рааг же напротив делает акцент на рядовых гражданах, которые могли бы направить государственную идеологию в русло толерантности. ”С учетом настоящей моральной паники, именно гражданское общество играет ключевую роль в данной ситуации. Правительство, конечно, может озвучить ценности, на которых основывается его деятельность, но нет никаких гарантий, что общество их сразу же примет. Известно же, что ни одно правительство Эстонии не было на 100% благонадежно. Следовательно, игра стоит свеч лишь в том случае, если в гражданском обществе есть люди, считающие, что разумная миграционная политика — наш общий интерес. Это работает и в обратном направлении, так как противостояние беженцам в настоящий момент — своеобразное явление гражданского общества”, — привел пример Рааг. Также он добавил, что в любом случае уменьшение ксенофобских настроений и культурные изменения — это всегда очень долгий процесс.

Михкельсоо заметил ,что, несмотря на медленность процессов, каждый должен признавать свою небольшую роль в этом. Раз противники иммиграции используют любую возможность выместить свой гнев, то и сторонникам терпимого отношения следует выражать свое мнение. ”Каждый раз, когда приходится выслушивать гневные речи, например, на автобусной остановке, на пикнике или листая ленту в Facebook, найди в себе смелость и постарайся потушить раздуваемый огонь ненависти. Пока нас много, мы все вместе сможем остановить упадок эстонского общества”, — советует он.

Поделиться
Комментарии