Разговор о том, как результаты экзаменов ухудшаются из-за стресса от изучения языка, Кяосаар опровергает. "С изменением системы госэкзаменов осталось только три экзамена, и сейчас сложно сказать, какие факторы здесь играют роль. Но результаты по математике мы можем посмотреть, и они не снизились", — говорит она. Все же Кяосаар признает, что результаты очень зависят от конкретной школы. "Я не спорю, что на другом языке сложнее учиться, особенно в школах, где уровень владения языком учеников и учителей более слабый. В школах, где дети более или менее владеют языком, нет и проблем. Из анализов мы видим, что если оценки по эстонскому языку плохие, хуже и оценки по другим предметам — не все учатся на 5+ и это нормально, все равно, на каком языке учатся", — обосновывает Кяосаар.
Треть недостаточно владеет языком
Проблема кроется как раз в том, что более или менее владеющих языком учеников мало. Из начавшего первым изучать 60% предметов на эстонском языке выпуска по окончании 9 класса эстонским языком на уровне B1 владели чуть больше половины учеников. Хотя из года в год ситуация улучшается, недостаточное владение языком и сейчас мучает треть учеников. Кяосаар тоже признает, что на изучение языка в основной школе начали обращать внимание только в последние годы. Раньше основные усилия шли именно на подготовку обучения на эстонском языке в гимназии. Все же она констатирует, что из года в год увеличивается количество тех школ, где на эстонском языке преподают все больше предметов. "Также больше проектов учебного обмена, где молодежь может практиковаться в языке — с помощью этого язык на самом деле учится лучше всего — и в течение следующего учебного года мы усиленно займемся дигитальным и электронным обучением. Продолжавшаяся 17 лет программа языкового погружения также дает хорошие результаты и становится все популярнее", — заверяет Кяосаар.
Что было бы решением? Раздавать деньги на занятия с репетитором? Сделать требование 60/40 более гибким? Или доплачивать издателям, чтобы на рынок попадали экономически невыгодные, но необходимые учителям учебники на эстонском языке для русских школ? Из ответа Кяосаар можно вычитать, что четкой стратегии для помощи этой молодежи у государства нет. Ключевыми факторами она все-таки называет обучение учителей, проекты языкового погружения и обмен учащихся. На них государство с 2007 года выделяет русским школам дополнительные деньги.
Прокуратура выяснила, от чего умерли упавшие в кипяток в Пензе
"Распутин в юбке": обман целительницы Джуны и не только
В Минске женщина вышла из магазина в неоплаченной дорогой шубе
Зарезали и контрольный в голову