В конце марта врачи сообщили родственникам: шансы, что Эдгар Сависаар когда-либо откроет глаза, очень малы.

23 марта Эрки Сависаар должен был принять самое тяжелое решение в жизни. Именно у него хирурги попросили разрешения на ампутацию ноги отца.

В те дни настал короткий звездный час пиарщика Раймонда Кальюлайда, который организовал общение со СМИ, в том числе и пресс-конференцию. Близким такой медийный цирк пришелся не по нраву. Кальюлайд пропал ”с экрана”.

Несмотря ни на что произошло чудо — Эдгар выжил. Через неделю после операции появились и обнадеживающие знаки. Положительным было хотя бы то, что состояние мэра не ухудшалось.

В конце апреля ”придворный врач” Сависаара Пеэп Пыддер рассказал прессе о быстром восстановлении лидера центристов. У некоторых приближенных к мэру подобные высказывания вызвали раздражение. ”Сависаар пережил такую тяжелую операцию, а этот завышает ожидания, будто Сависаар вскоре будет бегать и скакать”, — разъяснил свое отношение один из центристов.

Другой член партии выступил в защиту Пыддера. Следует учитывать контекст, указал он. Пациент пробыл под наркозом почти месяц, затем очнулся, от него отсоединили аппарат искусственного дыхания, капельницу, и наступило облегчение — мозг работает, Сависаар может говорить. От таких новостей легко впасть в эйфорию.

Разум — самое главное. Во время Второй мировой войны США руководил прикованный к инвалидному креслу Франклин Д. Рузвельт. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле руководит финансами всей Европы из инвалидного кресла сейчас.

Хотя, конечно, многие помнят генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, который в последние годы своего правления напоминал зомби.

Малина по расписанию

Несколько лет назад Сависаар признался близким, что больше всего в жизни боится болезней, которые превращают человека в ”овощ”. Ты живешь, но разум не работает.

Когда Сависаар очнулся от наркоза, у него отсутствовала краткосрочная память — это напомнило близким о страхах лидера центристов. Но его память быстро восстанавливалась. После наркоза с такими проблемами сталкиваются многие.

Поначалу Сависаар даже не понимал, что у него больше нет одной ноги. Близкие переживали, как рассказать ему об этом. В какой-то момент пришел лечащий врач: ”Ой, а я ему уже рассказал”.

”Как он отреагировал?” — спросил Эрки Сависаар у врача. ”Опечалился”,- ответили ему.

Посещавшие Сависаара в больнице в Тарту гости почти всегда приносили малину. Поскольку любовь Сависаара к этой ягоде общеизвестна, однопартийцы составили график, чья очередь нести гостинцы.

Ностальгический трамвай

Сависаар хотел сразу же приступить к работе. ”Он не работает мэром города, он — мэр”, — охарактеризовал лидера центристов один из приближенных. После перевода в больницу Маарьямыйза Сависаар в первую очередь попросил телевизор — для лидера центристов это важный источник информации.

Мэр держал события в городе под пристальным контролем. Когда что-то приходило на ум, Сависаар звонил вице-мэру Таави Аасу. Однажды говорили о трамвайном движении: поскольку городу не под силу заменить все старые трамваи, Сависаар предложил в качестве варианта пустить по кадриоргскому маршруту ностальгический трамвай.

В мае Сависаара перевели в Ида-Таллиннскую центральную больницу. Возле его койки дежурила его молодая советница Екатерина Федькина. Она занималась электронной почтой Сависаара. Мэр привык, что ему зачитывают содержание писем, а он диктует ответы. Телефонные разговоры он вел сам.

У Сависаара несколько советников. Во время периода летних отпусков они работали посменно. По очереди на хуторе Хундисильма помогали Федькина, Моника Батракова и новый глава молодежного крыла партии Урмо Саареоя.

В ближний круг людей Сависаара по вопросам городского управления входят Таави Аас, Калле Кландорф и Мерике Мартинсон. Все они в последний месяц приезжали к мэру в гости на его хутор. В системе городского управления были и такие люди, которые всерьез тешили мысль о том, что глава столицы больше не вернется в кресло. ”Теперь они, конечно же, говорят, что никогда так не думали и не говорили”, — рассказал один из приближенных к Сависаару политиков.

Конечно, в гостях у Сависаара бывал его друг и однокашник Ааду Муст. С ним мэр говорил о философии и истории, вместе они вспоминали школьные годы. При встречах Муст старался избегать разговоров о политике.

Несмотря на некоторые разногласия, в гости приезжала и Кадри Симсон, в которой многие видят следующего председателя партии. Знакомый как с Сависааром, так и с Симсон источник утверждал, что взаимоотношения между политиками можно охарактеризовать как love-hate relationship (англ. отношения любовь-ненависть. — прим. ред.).

Еще одним постоянным гостем Сависаара была Сирет Котка, которую в прессе прозвали хозяйкой Хундисильма. Мнения о ее влиянии на мэра прямо противоположные — одни считают, что Сависаар к ней прислушивается, у других подобные мысли вызывают усмешку. ”Не нападайте на Сирет. Я и сам раньше думал, что она одна из тех, кто хочет сделать карьеру через постель Сависаара, но во время его болезни мое представление о ней улучшилось. Она и правда заботится о Сависааре”, — рассказал Eesti Ekspress один из высокопоставленных политиков партии.

Сависаар не переносит жалости

31 мая Сависаару исполнилось 65. В честь этого события Тоомас Силдам принес большой букет от президента. С поздравлениями пришла даже бывшая жена Сависаара Вилья Сависаар-Тоомаст.

Мэр отпраздновал день рождения на хуторе три дня спустя — он приехал на хутор Хундисильма на пару часов принимать поздравления. На празднике пел Койт Тооме. Сависаар говорил медленно, но его речи были ясными и логичными. Несомненно, тяжелая болезнь сделала свое дело. Он сбросил 30 килограмм и побледнел. Некоторые гостьи не выдерживали, и на их глазах наворачивались слезы. Но попытки утешить лидера центристов пресекались. ”Одна из вещей, которая не нравится Сависаару — жалость”, — пояснил один из гостей.

Болезнь и потеря ноги — запретные темы. Стоило кому-то задать вопрос на эти темы, как Сависаар резко переводил разговор в другое русло.

Врачи рекомендовали Сависаару остаться в больнице до сентября, но он хотел домой. В середине июня в Хундисильма соорудили пандусы, и через пару дней после этого Сависаар выписался. Пару дней в неделю ему все же приходится посещать больницу для перевязок, прохождения процедур и физиотерапии. Говорить о гимнастике пока еще рано.

Эрки Сависаар организовал на хуторе тренажеры. Близкие хотели нанять мэру сиделку, но он отказался. Многих такое поведение обеспокоило: Сависаар — неуступчивый, сможет ли он придерживаться плана лечения?

В Центристской партии имеются люди с медицинским прошлым. Например, вице-мэр Мерике Мартинсон, которая постоянно заглядывает в план лечения Сависаара.

Попытка нащупать границу выносливости

В некотором смысле мэр в лучшей форме, чем раньше. Проблемы со здоровьем у Сависаара наблюдались и до этого, но он никогда не был человеком, исправно посещающим врача. Теперь некоторые показатели улучшились.

Имеющие дело с Сависааром люди подтверждают, что его ум стал острее. ”Намного лучше, чем во время избирательной кампании, когда во время теледебатов он местами нес околесицу”, — подчеркнул один из собеседников газеты. Если раньше Сависаару приходилось хвататься за бумажку, чтобы что-то вспомнить, то теперь нет.

И все же тяжелая болезнь серьезно подкосила мэра. Сависаар должен заново учиться удерживать равновесие, а его тело должно адаптироваться к измененному из-за потери ноги кровообращению. Наблюдаются и психологические проблемы: Сависаару сложно свыкнуться, что другие должные ему помогать. Случаются и приступы фантомных болей.

Сависаар быстро устает. Когда он ходит по Таллинну, его хватает всего на пару часов. В Хундисильма гости должны рассчитывать на три-четыре часа. Сависаар так просто не отпускает. Дома, попивая сок и беседуя, он устает медленнее. Ему немного скучно, одиночество ему не по нраву. Ему хочется видеть вокруг себя новых людей и говорить с ними.

В конце июня Сависаар организовал у себя на хуторе стихотворный вечер, на котором сонеты Шекспира читал Мартин Вейнманн. Это было эксклюзивное мероприятие для избранных. Мэр известен своим гостеприимством, празднование Яновой ночи на хуторе Хундисильма имеет особое значение. Если кто-то не получает приглашение, впору задуматься, что случилось.

В июле Сависаар не стал пренебрегать ежегодной традицией и съездил на могилу родителей в Вынну. Поездка стала своеобразным испытанием: он попробовал нащупать границу выносливости.

”Он стал более задумчивым и, может быть, более мягким, поскольку у него сейчас нет такой роли, когда он должен чем-то руководить”, — охарактеризовали состояние Сависаара.

Почему такие серьезные?

13 июля в Таллинне состоялось собрание руководства Центристской партии, на котором присутствовал и сам лидер центристов. Члены правления несколько нервничали. Что сказать Эдгару, что скажет Эдгар? В какой он форме?

Сависаар опоздал на несколько минут. Инвалидное кресло толкал его друг Ааду Муст.

”Почему у вас такие серьезные и торжественные лица? Не принимайте близко к сердцу”, — поприветствовал Сависаар своих однопартийцев.

”Сависаар был полон сил — руководил совещанием, прошелся по всем пунктам”, — вспомнил один из членов руководства партии.

Другой отозвался о собрании несколько скептически. Говорить 40 минут о зеленой столице и новых членах партии — это одно дело, а работать мэром по восемь часов пять дней в неделю — совершенно другое, пояснил он.

Когда Сависаар узнал, что новый лидер социал-демократов Евгений Осиновский встречался с Кадри Симсон, Юри Ратасом и Майлис Репс, он сам организовал встречу. Таким образом он продемонстрировал, что бразды правления до сих пор в его руках. В середине июля Осиновский и Сависаар впервые поговорили с глазу на глаз, до сих пор они виделись лишь на общественных мероприятиях.

”Сависаар был хорошо информирован — он не был ограничен прочитанным в газетах, но знал и о закулисье политики. Следовательно, он общается с людьми и его хорошо осведомляют”, — поделился своим впечатлением Осиновский.

Сависаар вернулся.

Поделиться
Комментарии