Свой комментарий порталу Delfi Игорь Коротченко начал с признания того, что в определенных кругах Москвы не остались незамеченными попытки председателя комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсона наладить межпарламентские отношения между нашими странами. "В целом отношения с Эстонией находятся на очень низком градусе. Последнее время мы отмечаем попытки господина Михкельсона выйти на какие-то межпарламентские связи. Но в данном случае возникает ощущение, что он выступает лоббистом эстонских коммерческих структур, цели и задачи которых — продвинуть свою продукцию на российских рынок. По крайней мере, такое отношение сформировалось в некоторых кругах в Москве. Есть попытки улучшить отношения на парламентском уровне, а на самом деле цель — это открыть российский рынок для эстонского продовольствия и других товаров. Могу сразу сказать, что аплодисментами это встречено не будет. Пока Таллинн проводит совершенно враждебную в отношении Москвы политику, российская политика, нацеленная на определенный барьер для эстонских продовольственных товаров, будет оставаться в силе", — сказал Коротченко порталу Delfi.

Что касается реакции на расширение возможностей для тренировочных полетов истребителей НАТО близ российских границ, то, по мнению Коротченко, "если действительно будет создан испытательный полигон, на базе которого истребители будут отрабатывать пуски ракет класса воздух-земля и практически бомбометание, то в России, это, разумеется, будет встречено негативно".

"Что касается отработки полетов на 200-метровой высоте, то эти навыки — ни что иное, как фактически преодоление противовоздушной обороны России. Все прекрасно понимают, что полеты на малых высотах, да еще и с атаками будут восприниматься в контексте недружественной военной политики НАТО, но все это будет естественно проецироваться на Эстонию. Разумеется, суверенное право Эстонии — приглашать к себе в качестве члена альянса любые военные контингенты, но я хочу отметить, что до сих пор страны Балтии не подпадают ни под какие ограничения Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Это фактически означает, что возможны любые переброски войск и их развертывания на территории стран Балтии, и это не будет формальным нарушением никаких юридически обязывающих договоренностей", — подчеркнул Коротченко.

По словам эксперта, что касается практической реакции, то она последует в том плане, что Россия усилит прикрытие своей воздушной границы с Эстонией, в первую очередь, за счет развертывания новых зенитно-ракетных комплексов и увеличения радиолокационных станций для того, чтобы контролировать происходящее в сопредельном воздушном пространстве на предмет выявления возможных угроз для России: "Я думаю, что реакция будет вот такая — то есть, военно-техническая".

"Будет ли политическая реакция? Очевидно, да, учитывая общий прохладный контент российско-эстонских отношений. Но в любом случае ведь Россия не увеличивает военное присутствие на границах с Эстонией. У нас, наоборот, группировки в Западном военном округе в целом сокращаются. Поэтому нет необходимости жесткой реакции со стороны Эстонии на какие-то военные угрозы со стороны России. Их просто не существует", — сказал Игорь Коротченко.

"Но одно дело, когда такие полигоны устраиваются где-то в глубине стран НАТО, а тут — это фактически отработка приграничных боевых действий. Разумеется, это не останется без внимания Российского Генштаба и российского ГРУ. Конечно, мы не видим военной опасности как таковой, но все равно это неприятно. Это как если бы у твоей головы начали производить какие-то выстрелы — не в тебя, но где-то близко. Поэтому элементарная логика военного реагирования говорит, что это не останется незамеченным. Но ответ России будет пропорциональным и не конфронтационным. Просто усилим защиту своих рубежей и усилим радиолокационное поле для контроля того, что происходит в воздушном пространстве", — сказал Коротченко.

На вопрос о том, не слишком ли это рискованные игры для такой маленькой страны как Эстония, российский эксперт ответил, что подобное поведение является неадекватным. "Это рискованные военные игры, которые заряжены на политический курс, который проводит нынешнее правительство Эстонии. Это совершенно неадекватно. То есть, складывается ощущение, что Эстония не желает смотреть на окружающий мир, который меняется. Это советские фобии, возведенные в куб. Это мне напоминает одного американского министра обороны, выбросившегося из окна с криком "Русские идут!"

"Кстати, насколько я знаю, ваш премьер-министр Ансип в свое время проходил срочную службу матросом в военно-морском флоте и должен бы знать, что не надо искать опасность там, где ее не существует. Элементарный анализ приграничной ситуации российского военного планирования совершенно четко показывает, что Россия не вынашивает каких-либо агрессивных планов, потому что Эстония — член блока НАТО. И есть пятая статья Вашингтонского договора. Во-вторых, для нас принципиально важно южное направление — там главные для нас угрозы, и это исламизм. Также возможна нестабильность на Северном Кавказе. Западные границы мы рассматриваем как достаточно безопасные, и ситуация там благоприятная. Но Эстония слишком погружена в свои фобии и это вызывает изумление", — сказал Коротченко порталу Delfi.

Поделиться
Комментарии