Итак, это поселение находится в Пярнуском уезде, недалеко от Синди, на территории деревни Пулли — это так называемое ”пуллиское поселение”.

В 1967 году здесь, на правом берегу Пярну близ местечка Пулли были обнаружены следы древней стоянки периода мезолита: осколки костей животных, остатки угля, возраст находок по разным данным примерно 9500-9600 лет до нашей эры.

Считается, что охотники и собиратели шли по реке Даугаве, потом по берегу Рижского залива и оказались здесь. 11 000 лет назад берег моря и устье находились как раз в районе нынешнего Синди.

В постоянной экспозиции Пярнуского музея представлена реконструкция того, как жили древние люди. Здесь можно увидеть и найденные в Пярнумаа экспонаты, обнаруженные в ходе раскопок 1969-1974 годов: изделия из кремня и кости, дававшие основание предполагать, что поселенцы относились к племенам, пришедшим с юга и основавшим кундскую культуру.

На месте поселения были найдены и кости собак.

Один из любимейших экспонатов у посетителей музея — весьма реалистичный житель поселения.

Вероятно, в Пярнуском междуречье люди жили еще за 7000 лет до н.э. Пуллиское поселение каменного века пока считается древнейшим на территории современной Эстонии и на территории Балтии.

Датировать и подтвердить датировку находок 49 лет назад смог тогда 26-летний тартуский химик Арви Лийва, будущий создатель лаборатории радиоуглеродного анализа.

Ученый до сих пор работает в лаборатории. Бок-о-бок в ней сейчас — новейший агрегат за 2 млн евро и созданный около 60 лет назад руками эстонских ученых аппарат.

В 1957 году под руководством Лийва начали создание лаборатории. За два года до этого Уиллард Франк Либби, американский физико-химик, написал монографию о своей теории радиоуглеродного анализа. Статьи об этом, опубликованные в западной прессе, попали в руки Лийва.

Хотя вначале метод вызывал много вопросов, в 1960 году американец получил за него Нобелевскую премию. А наш ученый годом ранее уже создал свою лабораторию и провел первые пробы по определению возраста археологических находок.

На сегодняшний день лаборатория датировала возраст около 3000 находок и помогла раскрыть не одну загадку.

Правда, одна остается. Это дата падения метеорита Каали на острове Сааремаа.