Каков численный состав российских соотечественников и центры их проживания в Казахстане?

Если верить официальной казахстанской статистике, то общее количество российских соотечественников составляло на момент проведение республиканской переписи населения в 2009 году 4 062 001. Из них русских — 3 793 764, что в процентном выражении составляет 23,7% от общего количества жителей страны. Но насколько верны эти показатели, трудно сказать, так как из выделенных государством на это мероприятие денежных средств по назначению было израсходовано только 30 процентов, а остальные были расхищены должностными лицами республиканского статистического агентства.

По мнению ряда авторов, численность русского населения преднамеренно занижается, и равна она 30-33 процентов от общего количества живущих в Казахстане людей.

Основными центрами проживания русских в республике являются северные и восточные области страны, Карагандинская область, а также южная столица Казахстана — Алма-Ата. Именно в этих регионах после распада СССР стали появляться первые общественные объединения, основными целями которых стали консолидация русского и славянского населения и защита их прав.

Каково отношение казахстанских властей к российским соотечественникам, не воспринимают ли их враждебно, как пятую колонну России? Власти Казахстана заинтересованы в сохранении на территории своей страны большой российской диаспоры?

Официально казахстанские власти пока никак не реагируют на деятельность организаций российских соотечественников. Это связано, в первую очередь, с тем, что российские соотечественники в своем подавляющем большинстве являются законопослушными гражданами РК. А деятельность наших организаций не направлена против существующего конституционного строя в стране проживания.

Но существует и неофициальный уровень отношений, индикаторами которого является различные подзаконные акты. Так, для большинства российских соотечественников осталась ”незамеченной”, принятая в апреле прошлого года концепция развития Ассамблеи народа Казахстана до 2020 года. Там, в частности, указывается, что геополитические интересы международных субъектов в центрально-азиатском регионе, рост иностранных информационных потоков и диаспоральная политика иностранных государств являются внешними факторами, влияющими на межэтнические отношения. В концепции ”вслух” ничего не говорится о России, но следует предположить, исходя из объективных фактов, что речь идет именно о российском влиянии. У России в данном регионе одна из самых крупных диаспор, да и только русскоязычные информационные потоки из-за рубежа могут быть в основном восприняты в Казахстане.

Парадокс, но казахстанскую власть в последнее время стала беспокоить программа содействия переселению в РФ российских соотечественников. Помимо различных экономических и имиджевых потерь, в возможном массовом исходе русских, руководство Казахстана видит угрозу внутриполитической стабильности в стране. Русское население в данном случае рассматривается как ”подушка безопасности”, обеспечивающая и союзные отношения с Россией, а также гарантирующая 30-процентную электоральную поддержку действующему политическому режиму.

Есть ли у российских соотечественников в Казахстане желание и реальные возможности идти в политику? Насколько представлено русскоязычное население Казахстана на местном и государственном уровне, в муниципальных органах власти и в парламенте?

Желание идти в политику взаимосвязано с миграционными настроениями, то есть: чем больше российских соотечественников хотят уехать из Казахстана, тем меньше у них желания выстраивать свою политическую карьеру в республике. Сейчас темпы переселения в РФ снизились, в основном из-за так называемого ”эффекта отсроченной миграции” — люди планируют уехать, но не сейчас, а, допустим, дождавшись более приемлемых условий для переезда или заработав для переезда больше средств.

Либо отправив на обучение в Россию детей, а затем, дождавшись их нормального обустройства на исторической родине, переезжают сами, используя правовой механизм воссоединения семьи. Поэтому политически активных людей среди российских соотечественников не так уж много. Если рассматривать количество русских на политических и административных должностях, то, думаю, в процентном отношении их наберется в общей сложности процентов 13-15 от общего количества, без учета низших ”технических” чинов.

С чем связаны миграционные настроения российских соотечественников?

Казахстан за свои 22 года существования формировался как государство с ”мягкой формой этнократии”. В отличие от прибалтийских стран, в Казахстане шло медленное, постепенное выдавливание русского языка из публично-правовой сферы. Русским гражданам гарантированы равные права, но в тоже время предписывается обязанность в знании государственного языка. Казахский язык, по мнению ряд экспертов, стал своеобразным фильтром для ”чужих” в доступе к управлению государством.

Вместе с тем, казахи в стране наделены исключительной ролью, они — консолидаторы общества. В концепции развития Ассамблеи народа Казахстана это изложено в следующей форме: ”Необходимо пропагандировать в обществе понимание исторической миссии казахского народа — консолидирующего ядра казахстанского общества”. Через деятельность ряда СМИ, выступления различных, ”прикормленных” Ак Ордой общественных деятелей националистического толка идет опосредованная пропаганда культурно-духовной ассимиляции с титульным этносом.

Все вышеперечисленное является основными аргументами, подталкивающими российских соотечественников к переезду на свою историческую Родину, хотя определенная часть из них живет в Казахстане уже в пятом-шестом поколении.

На ваш взгляд, насколько мирным или не очень будет ожидаемый переход власти в Казахстане, когда рано или поздно с политической арены уйдет тяжеловес Нурсултан Назарбаев? Нет ли риска в том, что на популистской волне национализма казахстанская элита попытается использовать т.н. "русскую карту", чтобы попытаться отвлечь внимание простого народа от дележа власти?

Все будет зависеть от третьих сил, заинтересованных в срыве Евразийского проекта. В самом Казахстане, как мне кажется, уже разработана схема безболезненного ”перехода” власти к будущему главе страны. Но, разумеется, эта схема может кого-то не устроить. Тогда в ход могут пойти и террористические акции, и, моделируемый извне, всплеск русофобии.

Момента передачи власти в Казахстане в первую очередь ждут те, кого не устраивают интеграционные процессы на постсоветском пространстве. И они, конечно же, попробуют воспользоваться шансом, чтобы усадить в президентское кресло марионеточную фигуру, готовую исполнить любую внешнеполитическую прихоть своих хозяев.

”Русскую карту” нет смысла разыгрывать в том простом варианте, который вы имеете в виду. Следствием такого подхода будет только резкий отток русского населения и ухудшение отношений с Россией, и никаких политических дивидендов, особенно в долгосрочной перспективе.

Но ”русскую коллаборационистскую карту” уже готовят. Среди руководителей псевдосоотечественных организаций в РК появились такие, которые призывают пересмотреть отношение к США, являющиеся, по их мнению, олицетворением идеального государства. При этом, используя патриотическую риторику русских националистов, они ”поливают грязью” современную Россию, с целью создания своего особого антироссийского Русского Мира Казахстана. Вот такая ”русская карта” может действительно будет использована в качестве лоббирования политических интересов внешних сил.

Какие перспективы несет в себе Евразийский проект России-Казахстана-Беларуси?

Отвечая на этот вопрос, можно было бы повторить макроэкономические ”заклинания” многих экспертов о росте ВВП стран-участниц этого проекта. Но я хочу обратить внимание на другие аспекты. Евразийский союз в настоящее время может стать хранителем традиционных общественных и семейных ценностей, духовности и сильного суверенного государства.

Если посмотреть вокруг наших стран, особенно в западном направлении, то мы увидим общества с разлагающейся совестью и моралью. За примером не надо далеко ходить: выступление Ангелы Меркель на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме с требованиями вернуть ”трофейные ценности” накануне 22 июня, трагической даты начала Великой Отечественной войны, говорит само за себя. Особенно, учитывая тот факт, что подобное требование прозвучало в городе, разрушенном и потерявшем сотни тысяч своих жителей во время блокады — от артобстрелов, бомбежек и голода. Такую кощунственную речь мог произнести только человек, живущий в обществе с деградированными ценностными ориентирами.

К сожалению, в Западной Европе в последнее время происходит смешение таких понятий как свобода и вседозволенность. Разрешение однополых браков — это тоже признаки полного загнивания Запада. Ведь все это ведет только к одному — разрушению семьи как ячейки общества, что в целом приведет в среднесрочной перспективе к деградации общественных отношений, а итогом всего станет кризис государства. Именно оплотом против такого сценария разложения общества в наших странах может стать Евразийский союз.

Интервью было взято во время форума "Русское зарубежье" в Санкт-Петербурге в конце июня.

Поделиться
Комментарии