Предположение, высказанное во вчерашнем номере газеты, что задержанный ФСБ и отвезенный в Лефортовскую тюрьму сотрудник Департамента полиции безопасности Эстон Кохвер может отказаться от адвокатов, которых для него наняла Эстония, оказалось соответствующим действительности. В среду днем пресс-служба Лефортово через агентство Росбалт сообщила, что в суд поступило заявление сотрудника КаПо Эстона Кохвера, в котором он написал, что отказывается от услуг своих защитников Марка Фейгина и Николая Полозова.

Суд также приостановил производство по ходатайству о восстановлении срока апелляции о содержании Кохвера под стражей. Соответствующее заседание должно было состояться в Лефортовском суде в четверг.

Так как у эстонской стороны не было возможности спросить у Кохвера напрямую, почему он отказался от услуг адвокатов, у Эстонии нет и полностью адекватной информации. Неизвестно, идет ли речь о заявлении Кохвера, которое он сделал лично и по собственной воле или же оно было положено перед ним в напечатанном виде. Если перед человеком было положено напечатанное заявление, под которым он поставил подпись, то очень сложно проанализировать, как эта подпись туда попала. Если заявление написал Кохвер, то необходимо посмотреть, есть ли в почерке определенные изменения: написал ли он заявление под давлением или же писал его будучи спокойным. Эксперты по почерку могут это определить.

Так как все эти действия - как предъявление обвинения без присутствия принятого Эстонией адвоката, так и допрос - не соответствуют обычному пониманию судебного производства, то вопросы вызывает и заявление Кохвера, продолжает газета.

Неудобные адвокаты

Конечно же, можно спекулировать и на тему того, что российская сторона совершенно не была заинтересована в том, чтобы Фейгин и Полозов слишком много видели. В качестве защитников они должны были получить доступ к досье, и хотя существуют отношения клиента и адвоката, в конце концов их наняло все-таки эстонское государство. По этой причине возможен вариант того, что российская сторона боится, что Эстония может слишком много узнать. К тому же, как известно, Фейгин и Полозов не относятся к тем, кто нравится Путину и его режиму. В отличие от найденного ФСБ Евгения Аксенова, о котором источники в открытом доступе не дают никакой информации.

По этой причине вполне возможно то, что Кохвер отказался от адвокатов под влиянием, считает газета. Эту теорию подтверждают и слова Урмаса Паэта: "Вопрос не в конкретных адвокатах и их личностях, а в том, кто адвокатов назначил. Мы пытались найти наилучших защитников для процесса". По его словам, причину нужно искать в среде обитания. "Следует учитывать то, где находится Кохвер. Его контакты в Эстонией минимальны, консул смог с ним встретиться два раза. Остальное время он находится в тюрьме и известно, в чьей среде, - сказал Паэт. - Фактов о причинах решения Кохвера ни у кого из нас нет, но каждый может воспользоваться логикой, чтобы понять, почему он принял такое решение".

"Факт состоит в том, что все, кто в курсе российской правовой и тюремной системы, понимают, что там непросто сидеть. Способы влияния там различные, и они, конечно, не обязательно физические. Ситуация, в которой на сегодняшний день находится Эстон Кохвер, в любом случае очень сложная", - сказал министр внутренних дел Ханно Певкур.

Фейгин и Полозов были в своих комментариях немногословны, Фейгин сказал, что он знает, почему сотрудник КаПо отказался от их услуг, но ему мешает об этом говорить адвокатская этика, однако отметил, что описание ситуации МИДом вполне соответствует действительности.

Что дальше?

Газета предполагает, что раз Кохвер, как считают авторы, очевидно именно под влиянием ФСБ отказался от адвокатов, то не исключено и то, что вскоре будет опубликовано его признание. Если это произойдет, то опять же будет актуален вопрос о том, при помощи каких средств его добились.

Авторы отмечаю, что ясно то, что с 5 сентября Эстон Кохвер находится в неведении. Мы не знаем, что ФСБ обещало Кохверу. Однако в качестве опытного оперативного работника он знает, что договоренности бывают и иногда такие, которые не записаны в законах.

Заведующая консульским отделом посольства Эстонии в Москве Сигне Маттеус последний раз встречалась с Кохвером в прошлую пятницу. Маттеус подала ходатайство о встрече с ним и в этот понедельник, чтобы присутствовать при его встрече с Фейгиным и Полозовым, но это ходатайство не удовлетворили. Маттеус подала еще одно такое же ходатайство, но и его российская сторона отклонила. К сожалению, у россиян есть право на такое поведение, так как международная конвенция предусматривает, что встречу с консулом нужно разрешать не менее одного раза в два месяца. Это означает, что в худшем случае представитель Эстонии увидит Кохвера вновь лишь в ноябре, а так как назначенный российским государством защитник, скорее всего, не будет спешить передавать информацию между посольством Эстонии и Кохвером, то обе стороны будут пребывать в неведении.

Когда консул попадет к Кохверу, один вопрос, естественно, будет состоять в том, отказывается ли Кохвер вообще защитника от Эстонии или же он не хочет именно этих адвокатов. Если Эстония получит через консула ответ, что кого-то найти все-таки можно бы, то государству нужно будет искать нового человека. Если же он ответит, что никого не хочет и согласен на того защитника, которого назначила ФСБ, то ситуация другая.

Поделиться
Комментарии