Речь идет о праздновании 70-летия генсека в декабре 1976 года.

"Первые секретари союзных республик были рассажены в четко определенном в Конституции СССР порядке и должны были и приветствовать юбиляра в такой же очередности. Каждый точно знал, когда его очередь вставать и произносить похвальную речь.

Как ни странно, в твердо определенной организации сделали одно исключение — так, что Кэбину неожиданно дали слово сразу после Российской Федерации, вторым, а не по порядковому номеру союзной республики — пятнадцатым. Так он выступил даже до находившейся в списке республик на втором месте Украины, партийным руководителем которой был член Политбюро ЦК КПСС Владимир Щербицкий. Это было единственным заметным отклонением от заранее подготовленного протокола вечера. Или это исключение было предусмотрено намеренно?

Подобное превозношение Кэбина и тем самым всей Эстонской ССР ревностно заметили и принялись искать причину. По самому распространенному мнению, ею стал сделанный Эстонией уникальный подарок, который якобы очень понравился виновнику торжества и сразу был взят им в употребление.

(…)Подарок Эстонии на фоне других действительно бросался в глаза, быть может, не ценой, если измерять в рублях, а художественным решением и воплощением. Он принимал во внимание большую любовь генерального секретаря к чаю, который ему нравилось пить по русскому обычаю с сахаром вприкуску, дуя на горячий напиток и смачно прихлебывая.

От Эстонской ССР Леониду Брежневу подарили чайный сервиз из серебра на две персоны, который по стоимости все же равнялся двум автомобилям "Лада". Он состоял из подноса, двух подстаканников, заварочного чайника, сахарницы и чаши для печенья. Ко всему этому, конечно, прилагались также серебряные чайные ложки, щипцы для печенья и замечательные чайные стаканы.

Сервиз изготовили мастера Таллиннского ювелирного завода, и его украшал эстонский национальный декор.(…)

В то время было, в общем, принято, что высокие партийные и государственные деятели считали любые подарки, сделанные им по случаю личных или государственных праздничных дат, своими. Брежнев тоже взял серебряный чайный сервиз себе. Он ему, говорят, очень нравился и был предметом гордости перед гостями".

Публикация — в Eesti Päevaleht.

Поделиться
Комментарии