- Какие новые задачи стоят перед Эстонией в 2014 году во внешней политике?

- Внешняя политика Эстонии преследует две основные цели — в первую очередь обеспечение национальной безопасности, во-вторых — улучшение благосостояния граждан Эстонии. Наши шаги основываются на универсальных ценностях, таких как демократия, права человека, верховенство закона, равно как на экономической свободе и устойчивом развитии. Действия говорят сами за себя. Эстония тесно интегрировалась в евроатлантическое пространство, а отход от советского общества в сторону свободного мира был быстрым и успешным. Также мы в этом году будем работать над достижением наших комплексных целей.

С другой стороны, мир неизбежно меняется, и мы должны идти с ним в ногу. Для того, чтобы внести вклад в мировую стабильность и процветание нам необходимо предпринимать шаги и вдали от наших границ. После более тщательного рассмотрения, мы признали удаленные проблемы как свои собственные. Например, конфликты на разных континентах могут иметь глобальный охват и прежде, чем ты поймешь, они начинают в значительной мере влиять на твою повседневную жизнь. Эстония ведет себя как ответственный член международного сообщества и вносит вклад в мир и стабильность. В этой связи в начале этого года мы решили подключиться к европейской миротворческой миссии в Центральной Африканской Республике с пехотным взводом. Уважающие права человека страны должны быть готовы мобилизовать свои силы для защиты граждан и мирных последствий от тенденций эскалации. Насилие несет трагические последствия, и мы должны сделать все, что есть в наличии во избежание ужасных бесчинств.

Использование оружия не может усмирить справедливые ожидания граждан на лучшую жизнь. Недавние события на Украине это доказали. Коррупционный и, я бы сказал, бросающийся в глаза своим высокомерием способ управления неприемлем. Это жизнь за счет обычных граждан. Конечно, это очень недальновидно. Сила украинского народа впечатляет, и мы поддерживаем каждый шаг по восстановлению стабильности на Украине, который бы позволил обществу вернуться на путь демократии, основанный на верховенстве права и правах человека.

Если вести речь о правах человека, то я хотел бы подчеркнуть, что Эстония в данный момент является членом совета ООН по правам человека. В своей деятельности мы фокусируемся на правах женщин и детей, рассмотрении гендерной перспективы в конфликтных ситуациях, как это заявлено в резолюции 1325 Совета безопасности ООН, борьбе против безнаказанности, защите прав туземного населения, свободе слова и свободе интернета.

В этом году Эстония председательствует в Коалиции Freedom Online, межправительственной организации, которая работает над свободой слова в интернете. (…) Так что в этом году перед внешней политикой Эстонии стоит много задач и перспектив. Участие в миссии в ЦАР, урегулирование ситуации на Украине и решении насущного вопроса свободы интернета — лишь несколько примеров.

- Как вы прокомментируете грядущий апрельский саммит ЕС и стран Восточного партнерства в Праге?

- Саммит Восточного партнерства в Вильнюсе обозначил важный шаг в развитии этой инициативы. Это развитие должно отразиться на сегодняшнем Восточном партнерстве. Уже есть некоторые суждения о том, что мы можем сделать сегодня. ЕС часто критикуют за то, что он предлагает нашим партнерам что-то, что они не могут понять. Нам нужно общаться более эффективным образом с обществом стран-партнеров, объясняя, что означает ассоциация, особенно, каковы преимущества соглашений об ассоциации и практическое влияние реализации в рамках регулирования ЕС.

Донесение наших целей, мотивация наших партнеров, разъяснение наших горизонтов являются вопросами первостепенной важности. Без сомнений, специализация также важна как никогда. Мы должны продолжать больше поддерживать имеющих амбиции и готовых к реформам партнеров. Поощряя тех, кто готов, можно в то же время мотивировать других.

Одним из заключений, которое нам будет нужно обрисовать, касается наших отношений с Россией. Мы должны объяснить России, что политика Восточного партнерства ЕС не направлена на создание разделительных линий и не направлена против России. Она направлена на привнесение стабильности и процветания в нашем близком соседстве. Президент Еврокомиссии Баррозу очень хорошо это обозначил, после того, как ряд восточноевропейских стран подписали в начале 1990-х годов договоры о свободной торговле с ЕС, за 6 лет ВВП этих стран на душу населения вырос на 57%. Инвестиции на душу населения выросли на 61%, а экспорт на 65%. Поэтому, некоторые могут задать вопрос: насколько ВВП Беларуси увеличился в Таможенном союзе?

Что касается отношений с восточными партнерами: работаем над подготовкой к подписанию соглашений AA/DCFTA с Грузией и Молдовой и отмене визового режима с Молдовой. Украина: критически важно сохранить политические присутствие ЕС и вовлечение, финансовую помощь МВФ на четких условиях, ЕС предлагает подписать статьи соглашения об ассоциации. С Азербайджаном: цель должна заключаться в том, чтобы закончить переговоры по соглашению об ассоциации к саммиту в Риге. Армения нуждается в новых рамках сотрудничества. Беларусь: работаем над соглашением об упрощении визового режима.

- Как вы определили бы нынешний статус отношений между Эстонией и Россией?

- Отношения между Эстонией и Россией являются прагматичными и деловыми. 18 февраля 2014 года Эстония и Россия подписали договор о границе, что является важным шагом, который вносит вклад в дальнейшее развитие двусторонних отношений. Несколько других двусторонних договоров также готовы к подписанию и, надеемся, они будут закончены в ближайшие месяцы. Динамика торговли позитивная и Россия в данный момент является третьим партнером в плане экспорта после Финляндии и Швеции. Торговый оборот в 2013 году составил 2,2 млрд. евро. Число туристов постоянно растет и в 2013 году оно выросло на 14%. Культурный обмен также довольно интенсивный.

Тем не менее, остается много поводов для озабоченности и несогласия, к примеру, ограничение импорта эстонской сельскохозяйственной продукции и домашнего скота, различные интерпретации истории, Россия недовольна и упрекает Эстонию за политику в вопросах гражданства и образования.

- Могли бы вы выделить несколько достижений и, возможно, утерянных возможностей в эстонской внешней политике в регионе Центральной Азии и Южного Кавказа?

- Эстония ведет очень активную и разноплановую внешнюю политику в обоих регионах. Мы назначили послов во все страны Центральной Азии, там был ряд визитов высокого уровня для поощрения контактов в сфере бизнеса, культуры и гражданского общества. Несколько лет назад мы открыли посольство в Казахстане, в Астане, которое показало себя в качестве успешного промоутера эстонско-казахстанских деловых отношений. Кроме того, экономические отношения продуктивно развиваются во многих отношениях. Окружающая среда, образование, социальная сфера и, конечно, информационные технологии — это лишь несколько примеров. Мы также работаем над укреплением договорных отношений по развитию многих отраслей. (…)

В обоих регионах — в Центральной Азии и Южном Кавказе, мы позитивно смотрим на перспективу более тесного сближения с ЕС. Оба региона являются важными для ЕС. Если говорить о ЦА, то там достаточно пространства для развития экономических связей. Регион особенно привлекателен сотрудничеством в сфере энергетики и транспорта. Кроме экономики, ЕС значительно вкладывается в развитие в ЦА гражданского общества. Есть проекты, которые имеют дело с верховенством закона, образованием, а также с водой — одним из самых значительных факторов в регионе.

Отношения Эстонии со странами Южного Кавказа являются тесными на двусторонней основе в течение многих лет. К примеру, с Грузией. Эстония поддерживала процесс реформ в этой стране, направленный на более тесную интеграцию в ЕС. Мы начали ряд проектов по сотрудничеству в целях развития Грузии с целью поделиться нашим опытом реформ. В 2014 году мы ассигнуем 800 000 евро в эти проекты в Грузии. Сейчас наша внешняя политика на Южном Кавказе большей частью проходит в рамках Восточного партнерства ЕС. Мы сфокусировали нашу помощь в Грузии на подписании и реализации договоров AA/DCFTA, что было одобрено ЕС в ходе саммита ВП в прошлом ноябре.

Что касается Армении, то мы разочарованы прекращением переговоров по соглашениям AA/DCFTA. Тем не менее, мы надеемся, что есть шанс возобновить процесс и что Армения найдет способ вернуться к более тесной интеграции с ЕС.

Сотрудничество по энергетической политике имеет ключевое значение для региона Южного Кавказа. Поэтому мы видим много неиспользованного потенциала в отношениях с Азербайджаном. Есть много пространства для расширения также и двустороннего экономического сотрудничества между Эстонией и Азербайджаном. Тем не менее, в последнее время у нас был ряд успешных совместных проектов. (…) Мы надеемся также, что Азербайджан продолжит партнерские отношения с ЕС путем более тесной интеграции.
В отношениях с Южным Кавказом нельзя забывать и о региональных конфликтах, которые, к сожалению, находятся в замороженном состоянии. Эстония поддерживает шаги по смягчению напряженности и поиску устойчивых решений. Конфликты в Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе никому не приносят пользы. Вместо конфронтации должен быть компромисс и сотрудничество, служащие интересам граждан. Будущее строится на диалоге и переговорах.

- В мае будут выборы в Европарламент, сменится руководство ЕС. Как это сказываются на европейской политике?

- В этом году будут выборы в Европарламент, после которых, в ноябре, также будет сформирована Еврокомиссия.

Дата выборов в Эстонии — 25 мая. У Эстонии — 6 мест в ЕП (766 всего) и эстонские политические партии находятся в процессе формирования своих списков кандидатов. Также в нашем обществе идет оживленная дискуссия по вопросам ЕС. (…)
Возможное влияние на политику ЕС более детально можно предсказать после выборов в ЕС и после формирования комиссии. (…) Тем не менее, решительных перемен не предвидится.

Поделиться
Комментарии