В октябре 2012 года Мария рассказала Delfi: ”Я родилась в 1981 году в Таллинне. В 1994 году переехала с мамой и братом в Россию, потом — на Украину. В 17 лет сбежала из дома, захотела вернуться в Эстонию — на родину. Кроме свидетельства о рождении, у меня не было никакого документа, никакого гражданства. Нашла возможность купить документы гражданки России, стала зваться Татьяной (имя изменено. — Ред.), въехала на территорию Эстонии и даже получила эстонское гражданство”.

Летом прошлого года ей надо было менять паспорт, так как срок действия прежнего истекал. ”Проверка показала, что документы и основания для получения мною эстонского гражданства фальсифицированы. Не имея никаких возражений, я обратилась в отдел гражданства и миграции, а также в полицию со своим настоящим документом — свидетельством о рождении — и полным признанием того, что когда-то совершила ошибку. Но разговаривать со мной толком не захотели, сказали, чтобы я добивалась российского или украинского гражданства”, — добавила Мария.

По словам юриста Александра Кустова, привлечь ее к уголовной ответственности за незаконное пересечение границы уже было невозможно, потому что истек срок давности деяния. Что касается высылки из страны, то выслать можно только в государство, которое готово принять. Такого для Марии не было.

”Если бы она не ходила по правозащитникам и пришла к нам не год назад, а раньше, то и проблема была бы решена раньше”, — убежден Кустов.

Самым, по его оценке, сложным было объяснить Марии, что причина ее бед кроется не в государственной системе и эстонских законах, а в том, что 12 лет назад она пересекла границу с чужим паспортом. А еще объяснить, что это не тупик.

”И началась непростая, длительная и нервная процедура, — вспоминает юрист. — Сначала надо было убедить чиновников, что лицо, которое ходатайствует о легализации, является именно этим лицом, а не каким-нибудь другим, ведь ни одного документа с фотографией у Марии не имелось. В установленном законом порядке мы обратились в бюро гражданства и миграции, начались переписка и встречи, оформление и представление огромного количества документов и доказательств как из Эстонии, так и из России и с Украины. То есть слово к делу не пришьешь, каждую свою позицию пришлось подтверждать документально”.

Александр Кустов рассуждает, что у населения сложилось негативное восприятие бюро гражданства и миграции как некой репрессивной структуры, которая только и делает, что отправляет в лагерь для интернированных. ”Опыт и практика моей фирмы — а нам приходилось иметь дело со многими незаконно находящимися на территории Эстонии людьми — свидетельствуют как раз об обратном: что, несмотря на все строгости и страхи, которые действительно сопровождают деятельность органов миграции, законы страны позволяют решать вопросы как легализации, так и ответственности за незаконное пересечение границы именно в интересах людей. И без того, чтобы заранее заявлять о невозможности решить их в Эстонии”, — констатирует Кустов.

Поделиться
Комментарии