Девятиклассник Эрик (настоящее имя редакции известно — прим. ред.) — глухой, пишет Eesti Päevaleht. Слуховой аппарат немного помогает ему, но в основном его мир окутан тишиной. Несмотря на это он учится в обычной школе в одном из уездов Эстонии и не соответствует предубеждению, что недостаток здоровья непременно означает отставание.

Эрик очень хорошо учится и справляется со всеми предметами так же хорошо, как его сверстники. Более того — например, в английском языке он так хорош, что его учительница представила его на уездную олимпиаду по английскому. Это было предприятие, которое подросток выполнил блестяще, но которое показало узколобие и безразличие оценивавших олимпиаду педагогов.

Пообещали считаться с недостатком здоровья

Учительница Эрика Хелен (настоящее имя редакции известно — прим. ред.), которая характеризует мальчика как очень славного и деятельного юношу, представила Эрика на олимпиаду 19 января. При этом в отправленном организаторам олимпиады письме она сразу сообщила, что у участника недостаток слуха. "Может ли он участвовать в олимпиаде, не выполняя слушание, так чтобы результаты засчитывались на равных с другими, то есть чтобы чтение и языковые структуры давали 100%?" — спросила она. "Участие ученика с недостатком слуха возможно. Будем засчитывать ему 100% без слушания", — ответила письменно член жюри олимпиады, учительница из Вильянди Мерит Варблане через два дня. До олимпиады тогда оставалось две недели.

В состоявшейся 3 февраля олимпиаде участвовало около 80 учеников со всего уезда. Эрик выступил блестяще. Он выполнил чтение и языковые структуры почти без ошибок и получил результат 93,4%. Этим он опередил всех остальных и следовательно должен был получить первое место. Когда же список победителей олимпиады позднее разослали учителям, Эрик был задвинут в конец списка участников. Жюри посчитало так, будто Эрик выполнил слушание и получил там ноль баллов, потому что глухой. Выбрали два первых места, при этом оба победителя получили на 1% меньше баллов, чем Эрик.

Учитывая, что ранее член жюри Мерит Варблане заверила Хелен, что результат мальчика с недостатком слуха зачтут без слушания, Хелен, разумеется, начала выяснять, что произошло в жюри. В жюри уездной олимпиады входило пять учителей английского: Мерит Варблане, Рийна Реммер, Анне Упан, Аннели Пийр и Карин Юрс. Все они опытные педагоги.

На запрос учительницы член жюри Мерит Варблане прислала ей ошеломляющее письмо. "Жюри совместно решило, что мы не можем включить его в общий зачет, потому что это было бы нечестно по отношению к другим. Они потеряли баллы на слушании, тогда никто не должен был выполнять слушание", — привела Варблане аргумент. Отправленного с первого места в конец списка ученика Варблане посоветовала в утешение похлопать по плечу. "Ученику можете сказать, что свою часть он выполнил очень хорошо", — посоветовала Варблане.

Хелен не удовлетворилась ответом и попыталась переубедить жюри. "Нахожу, что оставлять Эрика без признания, хотя результаты были хорошие, опять-таки нечестно по отношению к нему. Считаю, что в общеобразовательных школах цель в том, чтобы предлагать ученикам с особыми потребностями равные с другими возможности и замечать и поощрять одаренных", — пояснила она в отправленном жюри письме. "На сегодняшний момент мы даем одаренному юноше с особыми потребностями сигнал, что каким бы молодцом он ни был, общество не ценит его достаточно", — добавила она.

К сожалению, это не дало результата, и жюри осталось при своем мнении, что заслуженную награду мальчику с недостатком слуха давать нельзя.

Учительница Хелен попросила Eesti Päevaleht разобраться в этом деле, и уже за два дня выяснилось, что состоящее из педагогов жюри страшно дискриминировало ребенка с особыми потребностями.

Учителя вели себя неправильно

В бюро советника по равноправию Лийзы Пакосты был быстро подготовлен подробный анализ, который показал неправильное поведение учителей. Во-первых, Пакоста обратила внимание на то, что постановление Министерства образования четко позволяет организовывать для ученика с недостатком слуха экзамен (или олимпиаду) без устной части или слушания. Например, госэкзамен по английскому языку в 9 классе Эрик будет сдавать без слушания, и за это у него не снимут баллы.

"Ребенок с недостатком здоровья оказался в более невыгодном положении, чем ученики без особых образовательных потребностей, и поэтому речь идет о дискриминации человека с недостатком здоровья", — сказала Пакоста. У советника была припасена и резкая оценка позиции оценивавших олимпиаду учителей, что выражая признание глухому ученику, обижают других детей. "Согласно Закону об основной школе и гимназии, защита основных прав человека, в том числе защита от дискриминации, — одна из основополагающих ценностей общего образования. Поэтому создание специальных условий ребенку с недостатком здоровья нельзя считать дискриминирующим или нечестным по отношению к другим ученикам".

Советник также добавила к этому руководство, как теперь действовать, чтобы исправить ситуацию. "Учитывая, что объявленный победителем олимпиады ребенок не имеет никакого отношения к обстоятельствам данного мнения, разумно в соответствии с суммой баллов дать два первых места, присвоив второе первое место ученику с недостатком здоровья", — сказала она. Действовать должно и Министерство образования: советник хочет, чтобы министерство связало финансирование олимпиад с условием, что организатор олимпиады считается с учениками с особыми образовательными потребностями.

В инциденте с Эриком Пакосту моментально поддержало Министерство образования. "Важно, чтобы достигший очень хорошего результата ученик получил достойное признание, и предложение советника по равноправию — одно из решений для этого. Все организаторы олимпиад должны считаться с особыми образовательными потребностями ученика и позволять каждому участнику на равных основаниях участвовать в олимпиаде", — сказала руководитель отдела общего образования министерства Ирене Кяосаар.

Поделиться
Комментарии