Весной 2015 года я поняла, что мне жизненно необходимо свое жилье в Таллинне, и решилась взять жилищный кредит. Поскольку стаж работы у меня был чуть больше года, а зарплата ненамного превышала требуемый банком минимум, на большую сумму я рассчитывать не могла. Поэтому лучшим вариантом для меня была маленькая квартира-студия, каких полно в бывших общежитиях. Такую я и стала искать.

После просмотра множества объявлений на KV.EE и нескольких безрезультатных звонков наконец нашелся маклер, который пообещал сообщить мне, если появятся подходящие предложения. Вскоре он позвонил и сказал, что есть одна квартира на Сыпрузе пуйестеэ и одна на Пухангу. Квартира на Сыпрузе оказалась мне не по карману, однако мне все же предложили посмотреть ее — объяснили, что на Пухангу будет дешевле, но там еще не сделан ремонт. На Сыпрузе я и познакомилась с Натальей Языковой, которая занималась продажей этих квартир, а мой маклер с ней сотрудничал. Языкова — уже немолодая полная блондинка невысокого роста с елейным голосом — как-то сразу не внушила мне доверия. Но повода не доверять второму маклеру у меня не было, квартира была нужна, поэтому я решила не обращать внимания на свои сомнения, мало ли кто и кому не нравится.

Хотя особой срочности с покупкой не было, ждать окончания ремонта на Пухангу я не захотела — мне не понравился дом и подъезд, да и на работу оттуда пришлось бы добираться долго и с пересадками. Тогда буквально через несколько дней мне предложили посмотреть квартиру на улице Копли, где уже было все готово — покупай и заселяйся. Там меня все устроило, но, понятное дело, оформить сделку тотчас я не могла, надо было ходатайствовать о кредите. Поэтому Наталья предложила мне заключить договор о бронировании и внести предоплату — 2400 евро (квартира стоила 25 000). Мы подписали договор с ней как председателем правления фирмы Dreams Lifter OÜ. Договор был на русском языке, и в нем среди прочего было указано, что в случае, если сделка не состоится, маклер обязуется вернуть мне деньги.


Наталья заверила, что если по какой-то причине мне не дадут кредит, сумма будет возвращена в полном объеме. Тогда я еще не знала, что все договоры в отношении недвижимости должны заключаться у нотариуса и наш договор с Языковой фактически не имеет силы, так что посчитала, что все в порядке. А вот то, что 2400 евро нужно было заплатить наличными, меня насторожило. Но Наталья убедила меня, что в этом нет ничего необычного, это желание продавца, и оставила расписку о получении денег на обратной стороне договора. За оценку квартиры для банка, которую также организовывала она, я платила ей по той же системе: наличные — расписка.

Видно было, что Языкова очень старается произвести благоприятное впечатление. Она была чрезвычайно вежлива, сама приезжала за деньгами, при необходимости подвозила меня. А еще рассказывала о себе: что получила юридическое образование в одном из престижных российских вузов — сейчас уже не помню, в каком именно, но название точно произвело на меня впечатление; что держит собак и очень их любит. Потом она расспрашивала и обо мне: почему решила купить квартиру, где училась и чем занимаюсь. В общем, Наталья была сама любезность, проявляла всяческое участие, но по-прежнему казалась мне неискренней и скользкой. Тем не менее, я старалась поддерживать беседу, и в какой-то момент даже сообщила ей, что работаю журналистом.

Незадолго до подписания договора купли-продажи Языкова неожиданно заявила мне, что продавец передумал и хочет получить уже внесенные мной 2400 евро на банковский счет. Я, разумеется, этому не обрадовалась, потому что за снятие столь большой суммы банк взимает плату, хоть и небольшую, а чтобы положить ее обратно на счет и перевести продавцу, опять же надо немного заплатить. Но Наталья настояла, вернула мне наличные и сама отвезла меня в банк.

В итоге сделка была успешно заключена, я получила ключи и быстро переехала. Правда, потом оказалось, что продавец не оплатил последние счета за квартиру, хотя и обещал. До Языковой я тогда дозвониться не смогла, но второй маклер обещал все уладить и действительно это сделал.

Я прожила в этой квартире уже почти три года, когда стали появляться новости о людях, пострадавших от действий Натальи Языковой. При этом у них события развивались по тому же сценарию: маклер заключала с ними договор о бронировании для покупки квартиры и просила предоплату, зачастую тоже наличными. Только вот они, в отличие от меня, не получили ни квартиры, ни своих денег.

До сих пор гадаю, почему в моем случае все прошло сравнительно гладко. Возможно, Наталья, узнав о моей профессии, просто не захотела связываться с представителем СМИ. А может быть, поняла, что раз я беру кредит, взять с меня особо нечего. Или же я удачно выбрала квартиру, потому что она была уже отремонтирована и свободна, и ее было проще продать и получить деньги, чем устраивать махинации.

Моя коллега в статье о суде над Языковой задается вопросом, почему покупатели ничего не заподозрили даже тогда, когда у них просили предоплату наличными. Как человек, который имел дело с этой женщиной, как раз хорошо это понимаю. Прокурор права: Наталья — действительно очень хороший манипулятор. Она умеет войти в доверие, где-то польстить, где-то посочувствовать, и человек, который не имеет опыта в сделках с недвижимостью, не очень внимателен к деталям и не обладает хорошей интуицией, может легко попасться на удочку. Другой вопрос, что отдать по сути под честное слово 400 евро, да пусть даже 2400 евро, и 40 000 евро — две большие разницы. А ведь именно 40 000 с лишним заплатил ей один из потерпевших.

Недавно я встречалась со вторым маклером, который помогал мне с покупкой той квартиры в Копли. Он говорит, что продал с Натальей очень много квартир и все было хорошо, и у меня нет причин ему не верить. Сейчас он тоже в шоке и удивляется, как люди могли отдавать такие суммы без нотариального договора. А для меня эта история стала хорошим уроком. И когда в этом году я покупала свою вторую квартиру, то сразу сказала, что отказываюсь платить за бронирование больше 500 евро — по моим меркам, это та сумма, которую обидно, но далеко не смертельно потерять. Кстати, вносить предоплату вообще не пришлось, мы с маклером смогли договориться и устно.

Так что мой вам совет: перед сделкой с недвижимостью изучите всю возможную информацию, посоветуйтесь со знающими людьми и не платите заранее, когда можно этого не делать, а если платите, то оформляйте все нотариально.

Уважаемые читатели, а вы сталкивались с маклерами-мошенниками? Или, может быть, у вас возникали другие проблемы при сделках с недвижимостью? Расскажите об этом в письме на адрес journalist@delfi.ee, и мы попробуем разобраться в ситуации.

Поделиться
Комментарии