По ее словам, хотя судебные исполнители довольно хорошо обеспечены законными приемами для взыскания алиментов, в среднем за последние шесть лет они помогли удовлетворить лишь каждый четвертый иск о выплате алиментов.

"Если есть официальный доход, то алименты можно удержать даже в случае, если он ниже минимальной зарплаты — 290 евро, — пояснила Кучмей. — Однако зачастую речь идет о конфликтной ситуации, и большую роль здесь играет уклонение должника от производства по делу. Люди чрезвычайно изобретательны в поиске путей, с помощью которых они могут игнорировать свой долг по выплате алиментов".

Финский "белый пароход" больше не поможет

Злостные неплательщики часто прячут имущество, регистрируя его на родственников, де-факто оставаясь состоятельными людьми.

"Конечно, мы не смотрим спокойно со стороны, — сказала Оксана Кучмей Delfi. — Если речь идет о долговременном должнике, то и на основании иска об алиментах можно инициировать банкротное производство. В его рамках можно отыграть сделку назад, если речь шла о дарении своим родственникам или отчуждении имущества с целью нанесения ущерба своему ребенку. К сожалению, люди, взыскивающие алименты, пользуются этой возможностью редко, так как это требует дополнительных расходов на адвоката, на уплату госпошлины и пр.".

Границы открыты, и с каждым днем появляется все больше неплательщиков, взыскание алиментов с которых, по выражению Кучмей, абсолютно бесперспективно: "Судебным исполнителям остается только разводить руками. У должника нет имущества, нет дохода. В то же время у него имеется официальный, полуофициальный или неофициальный доход в государствах Евросоюза, и ему прекрасно известно, что эстонские судебные исполнители вправе действовать исключительно на эстонской территории и удерживать с зарплаты, которую неплательщики получают у работодателя в Эстонии. В этой ситуации судебный исполнитель может разве что помочь взыскивающему советом, как тот мог бы достать должника за границей".

Если говорить о Финляндии, то с помощью Министерства юстиции Эстонии можно запросить в финских регистрах информацию о месте жительства должника в Финляндии, и тогда истец получит возможность параллельно начать разбирательство и у финского судебного исполнителя.

Кучмей: "В таких случаях должник довольно скоро появляется у судебного пристава в Эстонии, предлагая заплатить долг по частям или заключить какие-либо другие договоренности, лишь бы разбирательство в Финляндии было приостановлено или прекращено. Просто там он потеряет больше, чем в Эстонии".

Почему судебные приставы в России и Армении эффективнее наших

А если родитель сбежал, например, в Грузию или Россию? "Я не слышала, чтобы такие дела по взысканию заканчивались успехом", — констатировала Кучмей. Впрочем, эстонские судебные исполнители не отслеживают подобные ситуации до конца, не зная, что удалось сделать истцу, если он вышел на просторы тех же Грузии или России.

"Кстати, с Россией дела, в общем, не так уж безнадежны и плохи, — заметила Кучмей. — Если дойти до тамошнего судебного исполнителя, то все сделается, может, даже быстрее. Просто их система исполнения намного репрессивнее, чем наша. Неплательщику алиментов будет не вылететь за границу и т.д.".

Председатель правления Палаты судебных исполнителей вильяндиский судебный исполнитель Янек Поол дополнил: "К примеру, в Армении судебные исполнители вооружены, они госслужащие и расхаживают в военной форме. Когда мы поинтересовались, как у них с процентом исполнения, они ответили: "Сто".

За неуплату алиментов можно наказать и в уголовном порядке. Надо подать заявление в полицию, и в ходе уголовного производства полиция выяснит источники дохода и причины неуплаты. По признанию судебных приставов, матери пользуются этим порой злонамеренно, желая потрепать бывшей второй половине нервы.

99% дел — об алиментах на содержание ребенка

Как рассказала Оксана Кучмей, 99% дел касаются алиментов ребенку, остальные — о выплате содержания родителям. "Есть матери, подающие на алименты, прекрасно зная, что ничего не получат, но таким образом они хотят обезопасить своего ребенка, от которого отец впоследствии может в свою очередь потребовать алименты, — разъяснила Кучмей. — Суд, скорее всего, не удовлетворит иск такого папаши".

По словам Янека Поола, получить алименты с женщин гораздо труднее, чем с мужчин. "С женщин, как правило, вообще ничего не получить", — утверждает он.

Если пять лет назад к судебным исполнителям поступил 1171 иск об алиментах, то в 2009 и в 2010 годах — свыше 1800 исков ежегодно. В прошлом году в разработку приняли 1565 исков.

В 2006 году удовлетворили лишь 39 исков, или 3%. В 2008 году — до 24%, в 2010 году — до 43%. В прошлом году этот показатель снизился до 35%.

Поделиться
Комментарии