Канцлер права Индрек Тедер проанализировал основы и порядок оповещения лица о розыскных действиях в рамках конституционного надзора еще в 2011 году и пришел к заключению, что Уголовно-процессуальный кодекс и часть положений закона о розыскных действиях противоречат Основному закону. Госсуд согласился с предложением канцлера права о приведении в соответствие с Конституцией имеющейся в законах регуляции в части оповещения о розыскных действиях и контроля его продления, сообщила пресс-служба канцлера права.

С начала нынешнего года вступил в действие новый порядок проведения оперативно-розыскных действий, который обязывает прокуратуру по прошествии года после окончания разрешения на розыскные действия ходатайствовать перед судьей предварительного следствия о разрешении на продление оповещения о розыскных действиях. Вместе с регуляцией в части оперативно-розыскных действий с этого года вступило в силу и положение закона о применении Уголовно-процессуального кодекса, под действием которого указанный выше очередной судебный контроль не распространяется на те случаи оповещения об оперативно-розыскных действиях, в отношении которых разрешение на проведение оперативно-розыскных действий закончилось до 2013 года.

Оценив возникшую правовую ситуацию, канцлер права посчитал, что Рийгикогу исполнил его предложение лишь частично и что положение противоречит Конституции в части того, что оно не предусматривает эффективного и системного надзора за продлением оповещения об оперативно-розыскных действиях, проведенных на основании закончившегося до настоящего года разрешения на проведение оперативно-розыскных действий. "Фактически закон позволяет не оповещать соответствующее лицо о проведенных на основании закончившегося разрешения оперативно-розыскных действиях, и суд как независимый оценщик ситуации не контролирует правомочность продления оповещения", – пояснил Индрек Тедер. По оценке канцлера права, законодатель должен был принять обеспечивающую эффективный и системный надзор переходную регуляцию в отношении продления оповещения, сделанного на основании закончившихся до 2013 года разрешений на проведение оперативно-следственных действий и повлекших за собой серьезные нарушения основных прав.

По словам канцлера права, проведением оперативно-следственных действий как тайным сбором, использованием и хранением личных данных государство вторгается в личное пространство человека и может тем самым нарушить многие гарантированные Основным законом права и свободы личности. "В соответствии с Конституцией каждый имеет право в предусмотренном законом порядке ознакомиться с данными о нем, которые хранятся в государственном учреждении. Оповещением соответствующего лица о нарушающих его права и тайно проведенных государством действиях ему создается возможность воспользоваться для защиты своих прав необходимыми методами правовой защиты, например, обратиться в суд, чтобы проверить, нарушены ли его права и свободы при проведении оперативно-розыскных действий или при обработке полученной в результате этих действий информации", – сказал Индрек Тедер. Он добавил, что по этой причине оповещение лица после того, как отпала необходимость ограничения доступа к информации, является одновременно и важной мерой по предотвращению необоснованного использования оперативно-розыскных действий. "Независимый контроль необходим, поскольку в случае неоповещения об оперативно-розыскных действиях мы имеем дело с продолжающимся нарушением прав личности, а тайному сбору информации о человеке сопутствует риск своеволия общественной власти, который следует нивелировать", – отметил канцлер права.

Поделиться
Комментарии