29 июля Еврокомиссия установила новые границы зон заражения. Красная, т.е. третья зона на юге пересекается с Латвией, а также плотным кольцом окружает озеро Выртсъярв. Еще большая красная зона расположена на юго-востоке Латвии и в северо-восточных регионах Литвы.

В Йыгевамаа в Пуурмани до сих пор в лесах не было найдено ни одного зараженного кабана, на фермах все животные здоровы, там все под контролем. Но по решению Еврокомиссии, это строгая третья зона. Это кажется нелогичным, особенно учитывая, что новая красная зона проходит в Вильяндимаа по волости Вийратси. Находящееся там крупнейшее в странах Балтии свиноводческое хозяйство Ekseko не попадает в красную зону, так как там на высшем уровне соблюдены все условия биологической безопасности.

Спустя девять дней в Пуурмани образовался крупнейший в Эстонии очаг свиной чумы, уничтожению подлежит 6426 животных. Свиная чума, найденная на ферме в красной зоне, это наименее рискованный способ закрыть бизнес.

Гендиректор Ветеринарного департамента Аго Пяртель сказал Eesti Ekspress, что случай в Пуурмани не поддается логике. Все прежние очаги чумы были связаны с местами, где ранее находили погибших от чумы кабанов. В Пуурмани их не было найдено.

Владелец предпочитает решать вопросы дистанционно

Ферму Altnurga в 2006 году выкупила фирма OÜ Kaubi Farmid. Ферма была почти на нуле — 150 свиноматок, 2000 поросят в год. В ферму инвестировали 900 000 евро из средств ЕС, 1,7 млн евро кредита и 1 млн вложили владельцы.

Половина фирмы принадлежит Райну Пухку, остальную половину делят его брат Ромет Пухк с другом Ууно Лаузингом. В их руках сосредоточена большая часть эстонского рынка зерна, к примеру, Tartu Mill.

Попытки связаться с Райном Пухком оставили странное впечатление.

Вторник: На Altnurga проходит усыпление свиней газом, грузовики с тушами непрерывно отправляются в Торма. Пухкк отвечает на звонок, но говорит, что не может ничего сказать до пятницы. Тогда будут известны результаты анализов проб из хлевов. Просит послать вопросы на э-почту. Разговор прерывается.

Такое же впечатление владелец производит и на работников в Altnurga. Пухк там бывает редко. Основная работа лежит на ветеринарном департаменте и работниках фермы. Местный старейшина Маргус Мелдри собирает технику и помогает, руководствуясь своим опытом спасательной работы. Но похоже, что владельцу все это неинтересно. С ним сложно общаться. Он предпочитает электронную переписку и посылает ответ с iPhone.

”Мы свели движение людей на ферме к минимуму. Я сам там редко бываю, пытаюсь решить дела по телефону и компьютеру. Я каждый день нахожусь в зоне заражения и каждый вечер хожу в горячую сауну”, — написал он.

Исключить человеческий фактор

Аго Пяртель заверил, что департамент хочет выяснить причины вспышки чумы на ферме. ”Корректнее сказать, что мы хотим исключить человеческий фактор”, — добавил он.

Человеческим фактором может быть работник, ходивший за грибами или ягодами, машина с отходами, которая завезла болезнь с зараженной фермы. Может быть и преднамеренное заражение. ”Ничего нельзя исключить”, — сказал Пяртель.

Свиная чума, обнаруженная в хлевах третьей зоны, это самый безопасный способ избежать экономического краха. Государство организовывает уничтожение животных и вместе с ЕС выплачивает компенсацию за ущерб. Райн Пухк написал, что не собирается уходить из свиноводства. Банки дают платежный отпуск до трех лет, ЕС и государство обещают быстро выплатить компенсацию.

Один хлев на ферме Altnurga все же уцелел, там обитает 2000 избежавших смерти свиней.

Поделиться
Комментарии