Один из иностранных студентов Тартуского университета подал в суд на вуз, а другой составляет жалобу в Министерство образования и науки. Оба студента упрекают университет в нежелании и неспособности заниматься жалобами на дискриминацию и помогать иностранным студентам. Вся история удивительна еще и потому, что речь идет об ИТ-студентах, которых государство и университеты стараются привлечь в Эстонию любой ценой.

Армен Сахакян из Армении в 2014 году подал документы в докторантуру Института технологии ТУ. Из четырех претендовавших на это место студентов выбрали его, и осенью он приступил к обучению под руководством преподавателя Голамрезы Анбарджафари. Он начал заниматься общением между роботами и людьми.

Сначала учеба продвигалась хорошо, и Сахакян был доволен выбором университета. Потом он стал чувствовать, что Анбарджафари относится к нему по-другому, чем к двум другим докторантам под его руководством. Он не получал достаточно инструкций, его без причин не включали в учебные группы и в то же время давали ему задания, с которыми Сахакян не мог справиться. По оценке Сахакяна, дело могло быть в том, что руководитель и остальные докторанты — иранцы, а он армянин.

Анбарджафари не согласен с этой версией: по его словам, навыки и знания Сахакяна просто не соответствовали требуемому в Эстонии уровню, и к тому моменту стало ясно, что докторант должен прежде всего закончить эстонскую магистратуру. К концу декабря отношения двух мужчин так обострились, что Анбарджафари посоветовал Сахакяну бросить учебу и написать заявление, в котором в качестве причины ухода были бы указаны семейные обстоятельства. "Какие семейные обстоятельства? Я же не хотел уезжать из Тарту!" — передала слова Сахакяна представляющая его интересы юрист Центра по правам человека Мерле Альбрант.

Когда Сахакян обратился с этими проблемами на факультет и в деканат, Тартуский университет тоже напирал на его некомпетентность. Сахакяна и Альбрант эти объяснения не удовлетворяют: у молодого человека были не образцовые оценки, но все требования программы у него были выполнены. "Если его выбрали из четырех кандидатов, и по результатам испытаний он был компетентным, то как он за пару месяцев стал некомпетентным?" — спросила Альбрант. Теперь они подозревают дискриминацию по национальному признаку. "Дискриминация означает, что с одним человеком обращаются иначе по сравнению с находящимися в точно такой же ситуации другими людьми — именно это и произошло", — пояснила Альбрант. Дискриминацию по национальному признаку они объясняют плохим отношением руководителя, тем более, что по утверждению Сахакяна, Анбарджафари сказал ему с глазу на глаз, что на место Сахакяна уже найден новый человек из Ирана. В ответе университета значится, что нового студента на данный момент не назначено.

Организовали отдельный экзамен

После этого Сахакян обратился с жалобой на дискриминацию к университету. Хотя занимающийся иностранными студентами консультант попытался найти компромисс между сторонами, университет жалобу обсуждать не стал. Обсуждались результаты учебы Сахакяна. В итоге дело закончилось тем, что в марте организовали отдельный экзамен для оценки навыков студента. Но туда студент уже не пошел. "К тому времени его лишили доступа к университетскому компьютеру, учебным материалам и рабочему месту, у него больше не было руководителя — он не смог бы подготовиться к этому экзамену, даже если бы захотел, поэтому он решил отказаться. На сегодняшний день студент эксматрикулирован из университета", — сказала Альбрант.

Как юристу, так и Сахакяну экзамен кажется подозрительным, потому что, во-первых, его организовали лично для Сахакяна, и во-вторых, обычно посреди учебного года для докторантов не устраивают внеочередных экзаменов. "Вопрос не в том, были ли его результаты компетентными или нет, вопрос в том, что с ним обращались по-другому и после жалобы университет отказался заниматься проблемой. Суть этого казуса и есть в том, чтобы выяснить, была ли дискриминация и сделал ли университет все, чтобы ее избежать. По нашей оценке, нет", — сказала Альбрант.

Поэтому поступивший теперь в магистратуру в Таллинне Сахакян решил подать в суд на Тартуский университет, потребовав признания дискриминации и компенсации в 7000 евро. Первое заседание состоится 25 января.

Тартуский университет дискриминацию не признает — это как мнение преподавателей, так и официальная позиция университета. В этом вопросе нет места компромиссу, потому что по утверждению университета, обвинения появились только тогда, когда выяснилось, что знания и навыки студента не достаточны для докторантуры. "Прием Сахакяна происходил на основании представленных документов. Но довольно скоро выяснилось, что знания и навыки докторанта не позволяли ему продвинуться дальше в учебе, и руководители посоветовали ему продолжить обучение в магистратуре. После этого появились обвинения в дискриминации", — сказал декан факультета естествознания и технологии ТУ профессор Пеэтер Бурк в присланном университетом ответе. Амбарджафари давать комментарии не пожелал.

Опасная тенденция

Бурк признал, что хотя организация экзамена была чрезвычайной мерой, он был нужен для того, чтобы университет получил независимую оценку компетентности студента и можно было опровергнуть обвинения. Но ответа о результатах университет не получил, потому что Сахакян решил не явиться на экзамен, также он не представил необходимых документов для своей аттестации.

По оценке Альбрант, случаи как Сахакяна, так и другого подавшего жалобу студента, показывают, что у университета отсутствует способность, мотивация и желание заниматься жалобами на дискриминацию. По словам экспертов Центра по правам человека, это особенно опасная тенденция, потому что именно госучреждения и учебные заведения должны показывать положительный пример, не говоря уже об иронии, что привлечение иностранных студентов в Эстонию очень важно для университетов.

По словам председателя Союза студентов Эстонии Яануса Мюйра, сейчас проблема в том, что вузы делают хорошую работу, чтобы привлечь сюда иностранных студентов, однако системы поддержки, такие как, например, карьерное и психологическое консультирование, не успевают за ними. "Часто речь идет о молодых людях, которые приезжают из совершенно другого культурного пространства, они нуждаются как в помощи в адаптации к местному образу жизни, так и в большем руководстве в учебной работе", — объяснил Мюйр.

Улучшить следовало бы и доступ к важной информации, потому что зачастую иностранные студенты не знают, куда обратиться за помощью. "Работа с иностранными студентами не может ограничиваться организацией вечеров знакомства и инфочасами, где сообщают, в каком учреждении можно получить ИД-карту, почем нужно носить отражатель или откуда можно добраться до центра на автобусе", — сказал он.

Поделиться
Комментарии