"Последние выборы, которые можно было назвать выборами, где была конкуренция и мы не знали заранее, кто победит, то есть была настоящая драматургия, свойственная выборам, и непредсказуемость, это были выборы 1996 года. Там был применен серьезный административный ресурс. С другой стороны, ставки были по-настоящему высоки, то есть, от выбора действительно зависел путь, по которому пойдет страна. Это были последние такого рода выборы. Все, что связано с появлением Владимира Путина с 1999-2000 года, это было так или иначе назначение и переназначение начальства", — сказал Шендерович, выступая перед таллиннской публикой.

"Механизмы отработаны: от недопущения в списки реальных, а не фиктивных конкурентов до немыслимого телевизионного, пиаровского ресурса, который обрушивал совершенно восточную халву на головы основного претендента. Немыслимо восточная лесть, приближающаяся к азиатским показателям, ну, и черный пиар в отношении конкурентов, прямо-таки с уголовной составляющей, с вторжением в частную жизнь, демонстрацией медицинских карт и так далее. И третья составляющая — это собственно подсчет голосов. У нас был такой Александр Вешняков, глава Центризбиркома. Мы критиковали Вешнякова, не подозревая, что следующим будет Чуров. У Ежи Леца про это сказано — когда он достиг дна, снизу постучали. Сегодня о Вешнякове и его фальсификациях можно только мечтать. У господина Чурова совершенно особенные отношения с арифметикой, у нас уже зафиксированы 109 процентов голосовавших за партию власти. Это официальные данные. Поэтому кадыровским 100 процентам или матвиенковским 97 мы уже не удивляемся. Он преодолел гравитацию, он ушел в открытый космос".

"В этих условиях, когда под контролем как собственно избирательные списки, в которые не допущены реальные конкуренты, то есть те, которые не ходят договариваться о будущих процентах в администрацию Кремля, под полным контролем пресса и подсчет голосов, ожидать чего-то нового довольно странно".

"Поэтому главная тема для меня — это я призываю всех своих коллег в России — перестать валять дурака и перестать называть это выборами. Это введение в заблуждение. Это переназначение начальства. Так вот открыто сделать, как сделал Кадаффи — просто отменил выборы 20 лет назад, он сказал, что уже выбрали лучшего из лучших, зачем дальше рисковать жизнью народа — так мы не можем. Мы — Большая восьмерка, мы — Совет безопасности, европейская страна. Поэтому мы не можем совсем отменить выборы, а можем сделать их пустыми. Такого рода выборы проходят в Белоруссии, в Иране были выборы, в Северной Корее есть выборы, между прочим — Ким Чен Ир набирает те же 98 процентов. Это советский вариант. В советское время 100 процентов не было никогда. Было своего рода изящество в том, когда было 98,7 процента".

"Поэтому давайте договоримся — выборов никаких нет. В этом смысле вопрос "Что делать?" переносит нас из политической плоскости в другую плоскость — нужно как можно быстрее восстановить хотя бы в головах систему координат. Просто для начала перестать называть это выборами, перестать сотрудничать с администрацией, которая узурпировала власть", — сказал Шендерович.

Поделиться
Комментарии