"Центр информации по правам человека, прочитав про языковые мытарства студентки Натальи К., полагает, что образовательные новации Нарвского колледжа Тартуского университета являются произвольными и дискриминационными.

Комментарии официальных лиц, как колледжа, так и Министерства образования, к великому сожалению, в очередной раз демонстрируют удручающую картину слабой информированности о существе вопроса и образцы предвзятости в области прав человека. Попробуем в меру сил восполнить пробелы в их образовании.

Дело в том, что ни ссылки на Конституцию инфоспециалиста Алексея Иванова и заведующей лекторатом общественных наук Аэт Кийсла, ни апелляция к тому, что для работы в местных самоуправлениях от чиновников требуют категорию С1, как полагает консультант по коммуникации Министерства образования Рейн Йоаметс, не имеют отношения к делу. Согласно с ч. 9 ст. 51 Закона о языке уровневый экзамен по эстонскому языку не должны сдавать лица, получившие образование на эстонском языке. Причем даже если это образование ограничивается основной школой. Например, сам г-н Рейн Йоаметс, рискнем предположить, никакого свидетельства о категории С1 не имеет. Равно как и чиновники высшего звена Министерства образования, да и любого другого министерства. А поскольку в Нарвском колледже обучение ведется именно на эстонском языке, причем уровень этого образования явно выше, чем в основной школе, то и выпускники его никаких экзаменов на категории сдавать не обязаны. Это если по закону.

Заявление консультанта по коммуникации будто "публично-правовой университет сам устанавливает учебную программу и, если государственный языковой экзамен является ее частью, то студент, чтобы закончить учебу, обязан его сдать" кажется неотразимым лишь самому автору. И, возможно, инфоспециалисту Алексею Иванову. Во-первых, напомним им, что Нарвский колледж Тартуского университета не является публично-правовым университетом. Публично правовой университет — это Тартуский университет. Во-вторых, у нас есть очень большие сомнения, что студенты Тартуского университета обязаны для допуска к защите дипломной работы сдать экзамен на категорию С1. Есть серьезные подозрения, что эти требования предъявляются только к студентам Нарвского колледжа упомянутого университета. Следовательно, здесь мы уже имеем дело с дискриминацией по национальному признаку в сфере образования, что является нарушением п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона о равном обращении. Мы не знаем также, сколько среди студентов Нарвского колледжа эстонцев, и сколько русских. Да это и неважно. Если нарвские выпускники-эстонцы, в отличие от русских, не должны сдавать экзамен на категорию, то речь идет о прямой дискриминации. Если в Нарвском колледже вообще нет эстонских студентов, то это дискриминация косвенная, прикрытая административно-территориальным разделением внутри Тартуского университета. Но косвенная дискриминация точно так же запрещена Законом о равном обращении, который мы от души советуем почитать нашим консультантам и инфоспециалистам. Не говоря уже о лекторах общественных наук.

И еще о дискриминации. Наши "консультанты", видимо, никак не расстанутся с советской моделью высшего образования и полагают, что выпускники ВУЗа по распределению направляются прямехонько в соответствующие учреждения. В нашем случае, в местные самоуправления. Но это не из чего не следует. Никто не обязывает выпускников работать именно в мэриях. Они могут устроиться, например, в бизнес-фирмах, продолжить образование за границей, да и просто сидеть дома и растить детей. Впрочем, и с советским образованием не обязательно работают по специальности. Один всем известный обладатель естественнонаучного диплома, например, работает вовсе даже министром обороны. И ничего. Так что требование сдачи экзамена на уровень С1 является произвольным, чрезмерным и непропорциональным, и тут возникают дополнительные дискриминационные сюжеты. Например, о препятствиях в доступе к образованию, ограничения в выходе на рынок труда, права на самореализацию на рынке труда и так далее.

Мы полагаем поэтому, что приветствуемый консультантом Йоаметсом "языковой энтузиазм" Нарвского колледжа представляет собой известное чиновное усердие не по разуму, административный восторг, о котором писал еще классик позапрошлого века Салтыков-Щедрин".

Поделиться
Комментарии