Чего Центристской партии не удалось добиться в этом году?

Мы победили в двух выборах — в выборах в Европарламент летом и в выборах в органы местных самоуправлений осенью. Мы хорошо справились с управлением Таллинном. Правительство целый год было в растерянности, неоднократно переделывало бюджет, повышало налоги и акцизы бог знает как.

У нас в Таллинне разумно составленный в 2008 году бюджет продержался до конца года. Политика государства лишь увеличила уровень безработицы, в Таллинне, благодаря пакету помощи, созданы новые рабочие места. Незначительные ошибки, конечно же, случаются, и пресса, несомненно, в первую очередь концентрируется на них, и если нас не в чем упрекнуть, то что-нибудь придумывают. Смотря на общую картину, мне сложно представить, в чем можно нас упрекнуть.

Местные самоурпавления поливали грязью весь год, будто мы являемся основными виновниками дефицита буджета, но я надеюсь, что принятый в конце года бюджет Таллинна с профицитом заставит их замолчать в отношении этих вопросов.

Однако свергнуть правительства Андруса Ансипа вам не удалось?

Конечно же, у Эстонии дела шли бы намного лучше, если бы государством управляла Центристская партия, почему бы и не вместе с социал-демократами, которые в этом году сделали хороший выбор — отдалились от правых и приблизились к нам.

Почему я уверен в том, что Эстонии нужны перемены? Да потому, что нашим государством управляют люди, для которых 100 000 безработных — это всего лишь какая-то цифра на бумаге, которые считают, что хорошим правительством является такое, которое получает похвалу от какой-нибудь международной организации или журнала, и этого достаточно, которых не интересует, что о них думают дома.

Если бы центристы были в правительстве, был бы в Эстонии кризис и сколь серьезный?

Мы не провели бы 2007 год, убеждая себя и других, что ничего не произойдет. Мы не составили бы бюджет 2008 года столь плохо, что его пришлось бы переделывать прям в начале года. Если бы мы были в правительстве, то у этого правительства, по крайней мере, был бы кризисный план, как сейчас в Таллинне, и каждый шуруп государственной системы знала бы, что нужно делать для борьбы с кризисом и в особенности с безработицей. Оппоненты могут нас во многом упрекнуть, но уж точно не в ничегонеделании. Мы не развинчивали бы шурупы свободы прессы таким образом, как это хотят сделать теперь. Мы демократы, а не автократы, мы предпочитаем диалог монологу. Мы не стали бы баррикадировать дом Стенбока и вещать оттуда, что все очень хорошо. Мы не стали бы издеваться над органами местных самоуправлений, не противопотавляли друг другу людей, не стали бы наказывать крестьян за демонстрацию, хотя я сомневаюсь, что против нас митинговал бы кто-нибуд, помимо реформистской молодежи. Но это, конечно, были бы похороны правой политики.

Рейн Тоомла сказал, что, потребовав от правительства понижения налога с оборота, вы начали предвыборную кампаию. Вы соглсны с Тоомла?

Рейн Тоомла — ученый, заслуживающий уважения, хороший аналитик и в отличие от многих объективен в своих позициях в ходе анализа, однако, на этот раз дело не выборах. Самоуправления не должны были бы вводить никакие налоги, если бы правительство не урезало доходы местных самоуправлений, не повысило бы акцизы и налог с оборота. Влияние наших изменений в налогообложении несравнимо с повышением этих налогов, но, понятное дело, государство сделало все от себя зависящее, чтобы заставить самоуправления принять такие решения.

Я верю, что это циничный расчет, так как Партия реформ особо не представлена в органах местных самоуравлений, то в ослаблении позиций городов и волостей особой опасности не видят — отвечать ведь будут те, кто представлен в самоуправлениях. Так поступили и с деньгами детских садов, сначала их забрали, а потом начали нас обвинять в том, что денег нет. Город, конечно же, нашел эти деньги и восстановил статус-кво, но осадок остался из-за этого у многих.

Поделиться
Комментарии