Очередная конференция "Балтийского форума" проходит под лозунгом "США, ЕС и Россия — новая реальность". Мероприятие собрало широкое представительство бывших и действующих политиков России, Европы, США, которые надеются разработать стратегии, способные восстановить мир на континенте в условиях, когда со всех сторон льется кровь, а экономический кризис не спешит заканчиваться.

Пилдегович: мы верим Ленину, но…

Госсекретарь МИД отметил, что последние 20 лет Россия и ЕС вполне успешно выстраивали общее пространство стабильности и благополучия, достигли прогресс по демилитаризации и совместными усилиями спасли от гибели Балтийское море. И даже после войны в Грузии противоречия России и Запада успешно удалось преодолеть. В 2013 году торговый оборот Россия-Латвия в двух направлениях превысил миллиард…

По мнению г-на Пилдеговича, отношения шли по нарастающей, пока не случилась аннексия Крыма и события на Украине, которые разрушили единое пространство "безопасности и благополучия". Госсекретарь МИД подчеркнул, что руководство Латвии придерживается единого мнения с политиками других стран ЕС: восстановление контроля Украины за своими границами — ключевое условие сохранения отношений Европы с Россией.

Пилдегович подчеркнул, что уважает отношения России с другими странами и создание ею других союзов, но на добровольной основе. По его мнению, ЕС не имеет намерений изолировать Россию от остального мира. Госсекретарь МИД процитировал слова Владимира Ленина о том, что "объективная реальность не должна игнорироваться", но снова вернулся к тому, что без целостность Украины и Грузии никаких добрых отношений и "европейского пути" России быть не может.

Иванов: мы все равно соседи на фоне заката идеи Большой Европы

Экс-глава российского МИД начал свою речь с отрицания возможности восстановления прежнего вектора отношений Россия-ЕС.

Игорь Иванов согласился с тем, что последние десятилетия все жили мечтой Большой Европы — от Лиссабона до Владивостока: "Еще недавно и мне казалось, что до Большой Европы осталось несколько шагов… Но она не сложилась. Единственный шанс за столетие не был реализован. Второго шанса для современных политиков не будет. И нет ничего хуже, чем убеждать друг друга, что еще не все потеряно. Украинский кризис продемонстрировал неготовность политической элиты России и ЕС идти друг другу навстречу".

По мнению г-на Иванова, Кризис отношений начался задолго до Украины. "Если бы мы были настоящими партнерами, мы бы не допустили гражданской войны в центре Европы… Она лишь продемонстрировала кризис, который, как нарыв прорвался на Украине".

Экс-глава российского МИД подчеркнул, что "сегодня пути Европы и России расходятся серьезно и надолго. И это будет оказывать долговременное влияние, как на Европу, так и на мир в целом, даже если обстановку на Украине удастся нормализовать. Это ставит крест на одних политических проектах и открывает новые возможности другим".

Для России таким другим проектом, по мнению Иванова, становится Евразийский союз: "Вместо Большой Европы — Большая Евразия. И Россия, вместо восточного рубежа Большой Европы выступает теперь западным флангом Большой Евразии". Для Европы, по мнению политика, новое значение обретает более тесный союз с США — Евроатлантика.

Иванов убежден, что это изменит глобальную ось мировой политики: в одной стороны — Евразия, с другой — Евроатлантика. "Это вовсе не означает, что Россия теперь должна повернуться спиной к Европе. У нас есть много общих тем — управление миграционными процессами, борьба с мировым терроризмом… Мы все равно остаемся соседями на фоне заката идеи Большой Европы".

Юргенс: давайте вместе спасать Украину!

Глава Института современного развития попытался элегантно славировать между двумя противоположными мнениями на будущее отношений России и Европы, предположив, не является ли поход России на Восток закамуфлированной попыткой зайти на Запад, но… через заднюю дверь. Ведь "если мы так промахнулись с первым стратегическим направлением, где гарантия, что не промахнемся с новым"? К тому же, новый стратегический партнер Китай, судя по всему, намерен играть по глобальным правилам Запада — он движется к конвертации юаня и налаживает партнерство с США по многим направлениям.

Игорь Юргенс высказал идею, что Евразийский союз и Европейский союз могут объединиться, совместно решая общую проблему — предотвращение тяжелейшего экономического кризиса на Украине, который создает напряжение на всем материке. Ведь 46-миллионному государству для предотвращения коллапса денег потребуется значительно больше, чем Греции. Брюссель и МВФ дали понять, что в одиночку решение этой проблемы никто не потянет.

Этот план уже получил называние "Маршалл-2". В январе Ангела Меркель начала говорить о том, что для восстановления Украины возможно сотрудничество ЕС и ЕАЭС. Приблизительно то же сказала Федерика Могерини, в некотором роде в поддержку этого высказался и Путин.

По словам Юргенса, Россия не блокирует ассоциацию Украины и ЕС, в чем ее подозревают. Идет процесс согласования всех процессов, чтобы не нарушить интересы России с точки зрения транзита товаров через Украины и других моментов. Поставка энергоносителей из России на Украину продолжается. А главное, вот уже две недели не звучат выстрелы на Украине. А значит атмосфера для реализации Маршалла-2 есть. И тут возможны разные формулы сотрудничества: к примеру, Россия помогает Востоку Украины, а Европа — Западу Украины, или стороны действуют вскладчину.

На первом этапе план Маршалл-2 могли бы реализовывать ЕС, России и отчасти НАТО. На втором этапе к ним могли бы подключиться Китай и США. Зачем это надо Китаю? Они сейчас выстраивают Новый шелковый путь. Его северное ответвление заканчивается Европе, проходит через Россию и Беларусь, а также — Крым и Украину. "Китай готов вложить в этот проект 900 млрд. долларов, но все это нельзя реализовать, если очаг на Украине будет гореть, тлеть и взрываться". А интерес США, по мнению г-на Юргенса, тоже очевиден: "Они продолжают нести на себе бремя всемирного жандарма, гаранта международной безопасности и конфликт такого рода в центре Европы, на мой взгляд, США не устраивает. Хоть на эту тему можно вести дискуссии".

Сегодня уже создана организация Europian Unionship Network, куда входят около 150 политиков высокого уровня из Европы, США и РФ (в том числе Юргенс и Иванов). Рабочие группы созданы. "Те средства, которые ЕС так и так потратит на интеграцию Украины в ЕС, могут по особому механизму идти на восстановление Украины в консорциуме с Евразией, которая представит свой рынок для украинских товаров. Но необходимо политическое регулирование этого процесса. По мнению Юргенса, уже сейчас способные на это политики есть.

"Я понимаю, что выгляжу идеалистом или оптимистом. Но это хоть какой-то план… Прекрасно понимаю, сколько ловушек на этом пути… Но если мы не будем думать позитивно — позитива и не будет".

Поделиться
Комментарии