По словам председателя партии Рейна Таагепера, за 10 лет должны были исчезнуть некоторые опасения, которые были в свое время оправданы. "У многих была тогда надежда, что инородцы, которые гражданства не получат, уедут из Эстонии. Теперь никто уже не верит в то, что они это сделают, — сказал Таагепера. — И с нашей стороны было бы благим делом предоставить дополнительные возможности для получения гражданства".

В представленной, как утверждает "Пяэвалехт", в русской масс-медиа программе Res Publica означено все же, что для получения гражданства необходимо пройти специальный курс обучения, за которым, впрочем, не последует проверки знаний, а при получении гражданства не будет требоваться владение эстонским языком. О гражданстве не смогут ходатайствовать лишь наказывавшиеся в уголовном порядке личности.

По словам Таагепера, такая процедура дала бы возможность предоставить гражданство 400 тысячам людей.

"В Эстонии примерно 400 тысяч русских, из которых 150 тысяч уже граждане Эстонии и 120-130 тысяч — граждане России, — сказал член "Союза Отечества" Март Нутть, политик, который, по мнению газеты, пожалуй, наиболее глубоко вникал в проблематику гражданства. — У большинства [прочих] за 10 лет была возможность выучить эстонский и ходатайствовать о гражданстве. Но они этого не сделали".

По словам Нуття, политика Эстонии в отношении гражданства и так одна самых либеральных в Европе.

"Сейчас еще рано это дело до такой степени упрощать, — сказал один из ведущих политиков "Народного союза" Тийт Таммсаар. — Для предвыборной пропаганды эта идея бесспорно хороша, но едва ли такая программа прямо сейчас пройдет в парламенте".

Центристка Эвелин Сепп отметила, что она не уверена, переживет ли общество такие изменения и выиграет ли от этого. "Похоже, что реализация нулевого варианта в таком виде расколола бы общество еще более значительно, а этим нельзя рисковать", — сказала она.

По словам Таагепера, обсуждающуюся в недрах Res Publica идею нельзя называть нулевым вариантом: "В программе курса ходатайствующего о гражданстве было бы 100 часов бесед на эстонском языке и 50 часов лекций и фильмов об истории и культуре Эстонии. Это очень объемный курс, сравнимый с пятисеместровым курсом в университете".

А по словам Нуття, политики Res Publica, обещая нулевой вариант, кому-то — то ли русским, то ли эстонцам — врут: в эстонской прессе они ведут совершенно иные речи.

Поделиться
Комментарии