Таллиннский Продуктовый банк имеет договоренность с шестью частями города из восьми. Большинство нуждающихся в помощи  — семьи с детьми. Списки кишат славянскими фамилиями, рассказывает в своем репортаже на страницах Eesti Ekspress Кирсти Вайнкюла.

Сухая статистика

Согласно статистике, уровень бедности идет на спад, а Продуктовый банк раздает все больше продуктов. Такой вот парадокс.

Продукты выдаются под подпись, списки составляются органами социальной опеки столицы. Попасть в перечень могут только те, кто получает пособие по прожиточному минимуму. Два года назад таких семей в Таллинне было 2800. Первый член получающей пособие семьи получает 76 евро 70 центов, каждый последующий — 61 евро 36 центов.

Хорошо то, что общее количество таких семей сократилось: за два года из списка вычеркнули 621 семью. Однако грустно, что за последние три месяца списки пополнились 251 новыми строчками. Особое беспокойство вызывает Ласнамяэ: только за февраль количество детей из таких семей возросло в 37 раз, что, в целом, логично: огромные счета за отопление выбивают из колеи.

”Новые бедняки”

Традиционные социальные проблемы проявляются и в более богатом районе Таллинна — Пирита, только их форма весьма самобытна. ”Новые бедняки” — это те люди, чью шею сдавливает петля крупных кредитов и дорогостоящая недвижимость. Свободных денег у них нет, а пособие для такой категории лиц не предусмотрено.

”Мы находимся в своеобразном положении. Если рассмотреть общее количество тех, кто получает пособие — их немного — 17. На самом же деле, количество бедствующих семей больше. К примеру, в районе живет 40 семей с детьми, чье положение могло бы улучшиться, если бы они получали помощь от Продуктового банка”, — разводит руками руководитель социальной опеки района Пирита Айме Вагго.

Как получится — это лучше, чем ничего

”Счастливчики”, которые могут претендовать на помощь социального предприятия, сталкиваются с новыми проблемами: очереди длинные, выбора нет, качество продуктов — порой жутковатое, но дареному коню в зубы не смотрят.

Долгое ожидание нервирует пожилую женщину, когда очередь доходит до нее, она взрывается: ”Опять этот зеленый чай!”. Она не успевает пить чай так быстро, как полки пополняются новыми пачками.

Яблоки — битые, с коричневыми отметинами, скорей всего — мороженые. Добровольцы все равно кладут их в коробку: отрезать съедобный кусок можно, а если быть излишне избирательным, то им одно место — в мусорном ведре.

Мать восьмерых детей Мария приходит в Продуктовый банк каждую пятницу. Она очень благодарна добровольцам и банку, но иногда скрывать недовольство трудно. Ни один из полученных ананасов не был пригоден для употребления в пищу. Морковь — плесневелая, квашеная капуста размякла. Но в целом она не жалуется. Когда ей удается найти сухие сливки — можно попить кофе, срок годности истек несколько месяцев назад, но это ничего, сгодится.

То, что раньше было бы выброшено в мусорный контейнер — теперь раздается и может принести пользу. Конечно, не совсем понятно, почему предприятия не могли поделиться теми же яблоками на сутки-двое раньше? Сравнивать голодный желудок и пустое мусорное ведро — неприятно.

Зарплата — 60 евро

Мария уже давно ищет работу. Недавно ее пригласили на собеседование: в универмаг Stockmann требовалась уборщица. И она была рада, что ей позвонили.

График вечерний: три-четыре раза в неделю, с 20:30 до 23:30, если работа затягивается, то после полуночи фирма оплачивает такси. Зарплата — 60 евро в месяц чистыми. Мария поняла, что работодатель готов заплатить за ее доставку домой больше, чем за работу. На место устроился другой человек, возможно, он еще беднее.

Тимур и его команда

Пийт Бурфейн руководит деятельностью Продуктового банка уже на протяжении трех лет. Его задача — помочь таким людям, как Мария. В Эстонии 21 585 семей, которые получают пособие по прожиточному минимум, в них растет 12 108 детей. В неделю социальное предприятие раздает 5200 упаковок с едой — немало, но все равно не хватает.

Пийт знает, что в стране выбрасывается огромное количество продуктов, которые еще пригодны для питания. Если все ”отходы” погрузить на грузовики, то их вереница растянется от Таллинна до Пярну.

В команде банка — добровольцы. Самому молодому из них 13 лет. Мальчика зовут Рейо, он учится в Пельгулиннаской гимназии. В последнее время в команде появились и два оплачиваемых работника. Один из них — водитель Пеэтер. На протяжении пяти лет он был безработным, сидел дома и смотрел фильмы. Пеэтер — буддист и аскет, деньги ему нужны только для поездки в Тибет.

Бедность — не та тема, которая попадает в газеты. Ее скрывают также, как глаза под солнечными очками. Мы не замечаем бедность или не хотим ее замечать.

Продуктовому банку помогают:

С продуктами помогают: Leibur, Fazer, Prisma Peremarket, Rimi, Bambona, Haljas, Linerel, NP Foods, Maailma Viljad, Valio, Unilever, SA JCG, Oru farm, Santa Maria, Saku Õlletehas, Svensky, Tere, Salvest, Kapten Grant, Vičiunai Baltic, Maag, Kalev, Põltsamaa Felix, Salestar и так далее…

С транспортом помогают: Smarten Logistics, VR Transpoint, Nordnet, Est-Trans Kaubaveod, Päästearmee.

Деньгами помогают: Swedbank, International Women's Club Tallinn, Eesti-Hollandi Heategevusfond SA, Avatud Eesti Fond, Kodanikuühiskonna Sihtkapital, горуправа Таллинна, посольство Нидерландов и так далее…

Поделиться
Комментарии