В условиях экономического спада фирмам инкассо живется вовсе не так хорошо, как можно было бы подумать. Работы все прибавляется, но ликвидность должников в большинстве случаев стремится к нулю, пишет русский еженедельник "День за Днём".

Фирмам инкассо приходится иметь дело с должниками должников и так далее. Сложнее всего истребовать долг по быстрому кредиту. При опросе различных фирм инкассо выяснилось, что проблема заключается не только в недостаточном имуществе должников. Работники Hansa Inkasso и еще нескольких фирм рассказали, что эта работа сложна, прежде всего, в психологическом плане.

Владелец предоставляющего услуги инкассо Majanduskaitse Büroo Лаури Витсут говорит, что он не занимается долгами по быстрым кредитам. "Понятно, что, как правило, такими должниками взят жилищный кредит, потребительские кредиты и еще несколько быстрых кредитов, — говорит Витсут. — Распространена схема, когда для погашения жилищного кредита берется быстрый кредит. Но очень скоро наступает срок погашения быстрого кредита. Какое-то время человек берет один за другим быстрые кредиты, чтобы погасить прежние, но такая схема неизбежно приводит к катастрофе".

Витсут считает, что и фирмы, специализирующиеся на быстрых кредитах, могут оказаться у разбитого корыта. У таких контор много требований с большими процентами (как правило, на сумму 3000-30000 крон), но чем дальше, тем меньше покрытия остается у кредитного портфеля. Тем временем, имущество должников уже заложено в покрытие других долгов. Получается, что, к тому времени, как на руках у кредитной конторы будет решение суда о долге, судебному исполнителю будет уже нечего истребовать. Что же касается внесудебного истребования долга (переговоров с составлением платежного графика), то стоит лишь работнику фирмы инкассо косо посмотреть на должника, как тот уже несет в прокуратуру заявление о вымогательстве.

Получение долгов по быстрым кредитам, однако, сложно не только по причине недостаточного имущества должников. Многие работники фирм инкассо, с которыми побеседовал "День за Днём", сообщают, что работа сложна и в психологическом плане. Например, загнанный в угол человек уже не ценит свою жизнь.

Опытный психиатр Юри Эннет считает такие опасения небезосновательными. Более того, он предрекает волну самоубийств должников, в тяжких случаях даже коллективных: "Можно опасаться, что некоторые люди "покинут арену"".

Психиатр считает, что этим летом таких случаев можно не опасаться. Плоды кредитного бума в виде самоубийств поспеют осенью. Может, следует нанять побольше психологов и психиатров, чтобы те поддержали всех страждущих? Или должники, скорее всего, будут страдать в одиночку?

"Разумеется, считается, что мужчины не плачут и помощи просить не принято, — говорит Эннет. — А друзья загнанного в угол человека, как правило, имеют аналогичные проблемы. Ну а даже если он ко мне придет, что я смогу сделать? В больницу я его не могу положить, могу разве что антидепрессанты выписать. Но они же дорогие! Он что, должен новый кредит взять? Да и не решишь таблетками социальных проблем".

Голоса депутата Рийгикогу Игоря Грязина и еще нескольких его коллег до сих пор были как глас вопиющего в пустыне. Он призывает активных адвокатов создать судебный прецедент, чтобы контора, специализирующаяся на быстрых кредитах получила только сумму кредита и все. Грязин вообще считает, что ростовщичество следует запретить на законодательном уровне.

Грязин призывает жертв быстрых кредитов, которых заставила брать кредиты нужда, а не алкоголь или наркотики, связываться с ним по электронной почте igor.grazin@riigikogu.ee. Он не может сам представлять интересы пострадавшего в суде, так как является депутатом Рийгикогу, но возможно найти молодого тщеславного юриста, который с удовольствием создаст судебный прецедент и поможет аннулировать грабительские проценты. Он считает, что просто закона, запрещающего ростовщичество, недостаточно, ведь законы не имеют обратной силы.

Точной статистики не существует, но многие кредитные конторы считают, что объем быстрых кредитов на сегодняшний день составляет около 700 миллионов крон. Для сравнения: по оценкам Хансабанка на этой неделе объем рынка потребительских кредитов составил 9 миллиардов крон. Лишь пару лет назад сумма была на треть меньше.

Поделиться
Комментарии