Надеюсь, что описанный выше сценарий так и останется лишь страшным сном, а предвыборные мероприятия пройдут в гораздо более цивилизованной форме. С точки зрения важности осуществления какого-либо выбора мистификация выборов политических оправдана, рациональна и необходима, но в то же время является вырванной из контекста и выбранной в качестве заголовка цитатой, а также описанной в вводке к статье апокалиптической утопией.

Я до сих пор живу в надежде на то, что молодой избиратель не является видом, которому угрожает исчезновение, а потому ему было бы надежнее внушать мантру: ”Подожди-подожди, однажды и ты начнешь осуществлять правильный выбор, а пока подожди и подрасти немного”. С точки зрения своего возраста молодой избиратель может и вправду показаться чересчур уж самонадеянным и непредсказуемым, но в то же время и крайне пугливым, подчас и вовсе апатичным или же полностью равнодушным. Не являются ли вышеописанные — и по сути своей противоречивые — характеристики защитной реакцией от чего-то нового и неизведанного?

Что может излечить от этого? Совершенно определенно не заушательство, пессимизм или встречные апатия с равнодушием. В случае подобных жалоб, как говорится в добротной рекламе медикаментов, следует проконсультироваться с лечащим врачом или аптекарем. А с кем должен проконсультироваться молодой избиратель?

”Но это же их не интересует”

Разумеется. Все, что связано с выборами, поначалу притягивает или отталкивает так же сильно, как и тема тригонометрических уравнений на первом уроке математики. Но как определенная часть математики в средней школе останется не усвоенной без тригонометрии, так и игнорируя тему выборов, можно лишить себя социальных навыков, которые школа должна развивать в молодых людях согласно учебной программе.

О социальных навыках, которые в изобилующей фактами системе образования остаются, к сожалению, на заднем плане, можно в связи с выборами говорить почти на всех предметах. Приведу несколько стилистических примеров.

Предвыборные баталии с точки зрения предметного курса по статистике и теории вероятности; средства манипуляции и критическое мышление как часть курса по литературе ”Медиа и оказание влияния”. Возможности интерпретации предлагает тот же блок тем ”Окружающая среда, дизайн и визуальные медиа” по истории искусства, не говоря уже обо всем, что вмещается в рамки уроков обществоведения.

Не стоит инициировать перемены лишь в рамках, установленных формальным образованием. Союз молодежных объединений Эстонии на протяжении почти уже года проводил в школах симуляции коалиционных переговоров в местных собраниях, а также проводил уроки гражданского воспитания.

После сотого визита в школу можно с уверенностью утверждать, что молодые люди поначалу и вправду путаются в избирательном праве, однако спустя 45 минут большая часть из них уже готова задавать политикам вопросы по существу, а в октябре хвататься за паспорт или ID-карту.

Разумеется, тема выборов не должна стать самоцелью. Тем не менее, в свалившейся на плечи дополнительной тяжести можно разглядеть возможность актуализации школьных уроков и инициирования дискуссий.

Чтобы овцы были целы и волки сыты

Не поймите меня неправильно! Я верю в креативность опытных работников просвещения, но хотелось бы при помощи этой статьи сместить центр тяжести от вопроса ”А надо ли вообще?” в сторону взвешенности.

В августе Министерство образования и науки представило принципы, которыми школам следовало бы руководствоваться в предвыборный период. Суть документа можно вкратце передать так: школа пусть остается нейтральной учебной средой, тему выборов нужно подавать как информацию, а не пропаганду, визиты же политиков пускай происходят во внеурочное время и в управляемой форме.

В виде отклика прозвучало мнение, что если молодым и предоставили избирательное право, то теперь им также надо дать попробовать на вкус плоды политических кампаний, причем без какой-либо цензуры. Другими словами, не делать никаких скидок в ходе предвыборной гонки и не закрывать двери перед политиками. А разумно ли это?

Выношу со своей стороны предложение (в надежде, что напоминаю о само собой разумеющемся): может, последние 10 минут урока стоит посвятить общению с ребятами?! Спросить у них честно и напрямую, что они сами думают о предоставленном им избирательном праве, и не закруглять дискуссии сразу после первых донесшихся до ушей ”не интересует” или ”монопенисуально”. Может, стоит докопаться до причины подобного равнодушия и помочь его преодолеть, развеять мифы, поубавить страхи и, насколько это вообще возможно, вызвать хотя бы минимальный энтузиазм?!

Если хотя бы один молодой человек в ходе подобной дискуссий поменяет свое мнение и пойдет на выборы, то это уже победа. И не только для меня, других активистов молодежных объединений, проголосовавших за принятие поправки к закону или получившего еще один голос кандидата, а для всего общества в целом. Победа заключается в том, что вырастет поколение активных и критически мыслящих молодых людей.

Звучит слишком наивно, да? Надеюсь, что нет. Молодой избиратель совершенно определенно не ”валяющийся на дороге голос”, которому нужно подыскать владельца. Он еще как даже в состоянии оказать влияние на исход выборов (насколько невероятным это с первого взгляда и не кажется).

Страница молчания в книге времен

Предстоящие выборы являются историческими, несмотря на их результаты. Они ведь пройдут в границах новых самоуправлений согласно поправкам аж к самой конституции.

На прошедшем летом Молодежном празднике песни и танца слова песни ”Мы” напевало приблизительно столько же молодых людей, сколько 16-17-летних добавится к общему сонму голосов на местных выборах. В том, чтобы наделенная избирательным правом молодежь не превратилась в страницу молчания в книге времен, свою роль играет именно учитель.

Напоминание о важности осуществления в жизни выбора может послужить тем необходимым толчком, который заставит молодого человека взять удостоверяющий личность документ и осуществить на избирательном участке свой первый смелый выбор, ну или хотя бы узнать о своих правах.

Поделиться
Комментарии