Внушают ли вам озабоченность PRISM (секретная программа электронного слежения, которую проводят ФБР и АНБ. — Ред.) и система, следящая за интернет-общением жителей Европы?

Да. Я действительно озабочен, читая утверждения, которые позволяют заключить, что приватность граждан Эстонии и других жителей ЕС может быть задета. Мы все хотим получать об этом больше информации. Насколько я знаю, вопрос намереваются поднять на встрече ЕС-США 14 июня на уровне министров внутренних дел и министров юстиции, где ЕС будут представлять комиссары Еврокомиссии Рединг и Мальмстрем.

Как относитесь к утверждениям США, что это — война с терроризмом?

Перед нами в очередной раз стоит вопрос: как найти равновесие между национальной безопасностью и приватностью граждан? Мне кажется, что сейчас стрелка отклонилась к ущербу для приватности.

Эстония в своем законодательстве исходит из принципа, что гражданин должен знать, какие данные о нем есть у государства и кто их использует. Этому принципу следуют, к сожалению, не все фирмы, поисковики, социальные сети и э-услуги.

Как мы можем и можем ли вообще защитить себя от PRISM?

Я уже говорил, что больше "большого брата" надо беспокоиться о "большом сборщике данных", или о Big Data. Здесь ответственность лежит и на нас самих: мы должны осознавать, что всякий раз, как что-то "лайкаем", это является информацией и о нас самих, которую мы передаем для использования какой-нибудь фирме социальной сети. Хотя бы для того, чтобы определить, какую рекламу присылать именно нам.

В случае подозрения в терроризме и для предотвращения нападения доступ к данным подозреваемого понятен, но сбор данных о каждом представленном в интернете лице оправдать никак нельзя. Злоупотребление личными данными — это вода прежде всего на мельницу тех, кто хотели бы ограничить свободу в интернете, и таких государств и правительств много. Однако это не может быть ни в интересах Эстонии, Европы, ни в интересах США.

Насколько житель Эстонии может сейчас быть уверен в защищенности своего онлайн-общения?

В свете известной мне информации, т.н. программу PRISM использовали прежде всего для выявления сетей общения подозреваемых. Но хочу подчеркнуть: Эстония — единственная страна в Европе и, вероятно, в мире, предлагающая всем лицам старше 16 лет возможность общаться между собой в зашифрованном виде. Об этой услуге рассказывают здесь: https://www.ria.ee/kasutusala-pki/ и здесь: http://www.id.ee/index.php?id=30264.

В последнее время киберпространство изменилось, надо больше думать о собственной безопасности. Ведь мы и дом запираем, потому что живем уже не в идиллии, когда входную дверь, когда хозяева уходят, просто подбирают шваброй.

Поделиться
Комментарии