"Понятно, что в Риге половина жителей говорит на русском языке, и я понимаю желание этих людей. Но здесь я бы привел такой пример - недавно у Путина спросили о языке. И он ответил совершенно четко: ребята вы что, издеваетесь. Русский язык - это основа государственности. В России - русский язык и все".

Но в Европе есть страны, где действует даже не два, а, например, четыре языка.

Ну да, постоянно приводят в пример Финляндию.

Не только.

Нет, я согласен. Но разделяю ту точку зрения, которую сейчас представляет латышское население Латвии. Язык как основа государственности, что прописано в конституции.

Уже сейчас понятно, что русский не будет государственным, просто потому что для победы на референдуме нужно набрать 51 процент голосов от всех имеющих право голоса. Такого количества русских в Латвии просто физически не проживает. Но дает ли референдум какой-то сигнал, знак? Каково его значение?

Я бы прокомментировал это так. Я только хочу уточнить, что я все же не слишком углублялся в эту тему. Но я бы ответил вам словами одного своего коллеги. Он сам из Ирака, живет сейчас в Вильянди уже три года. И он говорит: у меня часто спрашивают, когда было лучше - во времена Саддама или сейчас, когда американские войска на территории страны, люди гибнут, война идет. И отвечает так: да, у нас очень много проблем, коррупция, все остальное, но я могу говорить все, что я хочу, и мое мнение учитывается, я могу вносить свои предложения. Вот и я ответил бы словами этого иракца - этот латышский референдум показывает, что каким бы ужасным это не казалось латышам, но была возможность провести референдум. То есть, куда мы - страны Балтии и страны Восточной Европы - в итоге пришли. Мы пришли в такое пространство, где царит многообразие мнений. И вот - проводится референдум, люди высказывают свое мнение. То есть, у русского населения есть возможность инициировать референдум.

Не много ли в этом языковом вопросе политики?

А тут я бы привел теорию заговора. Язык тут - только повод. Есть желание построить Rail Baltica. А кто сейчас больше всего против Rail Baltica? Латвия. Но почему? Потому что Москва делает все возможное, чтобы этот проект Rail Baltica провалился. Лучше построить - и очень быстро - железную дорогу между Ригой и Москвой. То есть, в интересах России сейчас держать Латвию в своих руках настолько, насколько это возможно. Интересы Москвы очень сильны, и тут дело не в политике, а в деньгах, это чисто денежный вопрос. Интересы Москвы присутствуют и в Литве, и в Эстонии, но больше всего российский бизнес сейчас связан с Латвией. И в каком-то смысле сейчас это пробный камень - что будет. Естественно, латвийское правительство в вопросе референдума отстаивает интересы Латвии, но и деньги играют свою роль. И ясно, что российское лобби в Латвии исключительно сильное. И вот этой кампанией просто прощупывается, какова ситуация. Язык - повод.

И референдум - это не последняя акция. Русский не станет государственным, но тогда придумают что-то другое.

Где же в этой схеме русская община Латвии, если их так используют все, кому не лень?

Да, бедные латвийские русские. Русские в Латвии и в Эстонии живут в таком инфопространстве, которое отличается от того, в котором живут россияне.

То есть, русскую общину используют со всех сторон - и Латвия (Эстония), и Россия. Русское население этих стран реактивно, и его постоянно провоцируют. Как тогда мы должны себя вести, по вашему мнению?

Абсолютно верно, используют. Я хоть и обэстонившийся русский, но я русский. И в этом плане я могу говорить как русский о психологии русского. Все-таки мы все 20 августа 1991 года проснулись утром, и оказалось, что все - мы уже не хозяева в своей стране. В Германии если приезжает турок или сомалиец, то он знает, что он беженец. Или те русские, которые сейчас уезжают, например, в Финляндию. В Тампере очень выросла в последние годы русские община. Именно община - люди туда приехали и они знают, что они там чужие. Здесь же не за год, не за неделю, а в одну ночь. Была наша большая родина, и вдруг все, ты эмигрант, чужой. И вот эта психология удерживается до сих пор на каждом шагу, она чувствуется. Я уже говорил и в других интервью - ребята, не комплексуйте. Я работаю здесь с молодежью в Ласнамяэ каждый день. И я вижу закомплексованность у русских ребят - что их все обижают.

Но их провоцируют на такую реакцию…

Согласен. Но в то же время, если следить за людьми, за судьбами своих знакомых, то все же те, у кого лучшее знание титульного языка, чувствуют себя здесь лучше. Так что надо меньше комплексовать и подумать - а, может, все-таки выучить этот местный язык. Конечно, причин очень много. И тут я вернусь обратно к инфополям. Та информация, которую получают русские в Эстонии, отличается от того, что получают русские в России. Менталитет и мировоззрение отличаются. Если у нас в Таллинне и Риге вешают на машины георгиевские ленточки, то в России вешают сейчас белые ленточки. Они свободнее себя чувствует, у них сейчас фокус ориентирован на что-то другое.

Но я хочу сказать одну вещь, которая, по-моему, очень важна - субботние события (митинг против ACTA в Таллинне - прим.ред.) произвели очень большой перелом в нашем сознании. До прошлой субботы мы говорили о том, что русское население обозлилось на Ансипа из-за Бронзового солдата, и так оно и есть. Но, если в апреле 2007 все каналы показывали картинку молодого человека, обвязанного шарфом, показывающего два средних пальца Ансипу и говорившего на русском языке, то в субботу показывали то же самое - молодые ребята в шарфах и капюшонах, показывающие средние пальцы Ансипу - только теперь это эстонцы. Следовательно, ситуация изменилась. Теперь ясно, что обижают не русских, а всех нас обижают одинаково. В субботу вышли и русские, и эстонцы. У нас теперь по двум сторонам баррикад не эстонцы и русские, а народ и правительство.

Поделиться
Комментарии