О чем конкретно говорит так называемый закон Магнитского?

Законопроект Европейского парламента рекомендует Совету Европейского союза ввести санкции в отношении госчиновников Российской Федерации, которые ответственны за смерть Сергея Магнитского. В то же время законопроект в его нынешнем виде оставляет этот список открытым для других задокументированных случаев нарушения прав человека. Трагическая гибель Магнитского в тюрьме привлекла широкое международное внимание, однако, это лишь малая часть нарушений прав человека, которые допускают власти России.

В последнее время вы очень активно занимаетесь законом Магнитского, и возникает ощущение, что вы ведете агрессивное лоббирование этого правового акта. Почему вы продвигаете его настолько интенсивно?

Я работаю с делом Сергея Магнитского уже более двух лет. И назначение меня рапортующим Европейского парламента означает, что кроме составления соответствующего рапорта моей задачей является и разъяснение его значимости общественности как в Эстонии, России, Европе, так и других странах мира.

Не повредит ли принятие закона Магнитского развитию отношений с Россией?

В интересах самой России снизить коррупцию в госаппарате, однако, это не случается за одну ночь, если вместо того, чтобы наказывать противозаконно действующих чиновников, их поощряют. Европейский союз хочет видеть в России партнера, в котором можно быть уверенным. Одной из предпосылок является действующее правовое государство.

Среди евродепутатов царит единодушие по закону Магнитского или представлены различные позиции?

Дело Магнитского было поднято уже в принятом 2010 году ежегодном рапорте по правам человека, и все депутаты, работающие в российском направлении, в курсе этого. Доминирует установка, что отвечающие за его смерть российские госчиновники не приветствуются в Европейском союзе, а полученные коррупционным путем деньги нельзя хранить в банках Евросоюза. Также нельзя допускать приобретения в Евросоюзе недвижимости на нелегальные деньги.

Что, по-вашему, должны вычитать из закона Магнитского эстонские русские? Не секрет, что в глазах многих русских людей его принятие - это очередная атака на Россию?

Рапорт по Магнитскому ни в коем случае не является атакой против России и русских. Наоборот, цель его - наставить Россию на уважение прав и свобод своих граждан. В интересах самих русских, чтобы на коррупцию не смотрели бы сквозь пальцы, а жизнь и здоровье информаторов не подвергались бы опасности. Вступление в силу списка Магнитского, таким образом, защитит граждан России от коррумпированной системы, нарушающей права человека. Каждый сегодняшний представитель силовых структур России должен считаться с тем, что, используя непропорциональную силу против демонстрантов, он может остаться без европейской визы.

Что бы вы посоветовали эстонским русским изменить в своем отношении к России и Эстонии?

Наверное, те, кто видит ситуацию по ту и эту сторону границы, могут дать адекватную оценку тому, в каком направлении движется каждая из стран. Эстонские русские могут быть уверены, что в Эстонии ничто не угрожает их правам и свободам, закрепленным в законах. Они должны знать, что в Эстонии они являются важной частью народа. Для них должно быть важным знаком, что все больше русских из России хотят получить эстонский вид на жительство и перевести в нашу страну свои предприятия. Одна из причин - в исчезновении в России правового государства.

Некоторые считают, что вы заинтересованы в продвижении закона Магнитского по той причине, что не хотите сближения России и Евросоюза. Так ли это?

Экономика и политика Европы и России так тесно связаны, что дальнейшее сближении возможно только, если основанием будут общие ценности - права человека, гражданские свободы, демократия и действующее правовое государство. Опыт показывает, что до сих пор отношения ЕС-Россия развивались асимметрично в направлении прагматичного сотрудничества, но я с удовольствием увидела бы расширение этого сотрудничества и на другие сферы. Независимо от списка Магнитского, Россия, к сожалению, не выказала готовности сотрудничать с Европейским союзом по вопросу Сирии или Ирана. В сближении ценностей не следует видеть навязывание со стороны ЕС, но, скорее, желание содержательного сотрудничества, в результате чего выиграли бы граждане как Европейского союза, так и России.

Поделиться
Комментарии