С 6 по 7 февраля в Таллинне в ледовом холле Tondiraba проходил Чемпионат Эстонии по фигурному катанию среди юниоров. На соревнованиях многие спортсмены и тренеры пили воду, которая была выставлена Союзом конькобежцев Эстонии для бесплатного использования. В турнире участвовали в основном дети, молодые спортсмены — вместе со своими тренерами. Предложенную Союзом конькобежцев воду употребляли и Даниил Журав, и его тренер Тийу Валгемяэ. Бутылки были закрыты крышкой, и никто ничего не заподозрил.

У Даниила Журава произошло расстройство желудка, из-за чего он не мог нормально тренироваться. По словам отца молодого спортсмена, никаких подозрений тогда ни у кого не возникло. Но когда такие же симптомы проявились и у других участников соревнований и заболела Тийу Валгемяэ, стали искать источник заражения. Случайно заметили, что выпитая во время соревнований вода была просрочена, из-за чего возникло подозрение, не она ли стала роковой для детей и тренеров.

Непригодна для питья

Отец фигуриста Олег Журав заказал в независимой лаборатории анализ воды. Полученные 18 февраля результаты показали, что вода в некипяченом виде непригодна для питья.

Как сообщила Delfi руководитель по коммуникациям AS Tallinna Vesi Laborid Марилийз Миа Топп, клиент обратился в лабораторию 8 февраля с просьбой провести анализ разлитой по бутылкам питьевой воды. Принесенные клиентом в лабораторию бутылки были заранее открыты, и срок годности на них был 29.01.2016. ”Как следует и из протокола анализа, в принесенной в нашу лабораторию для анализа разлитой по бутылкам воде значительно превышено следующее из постановления министра социальных дел (номер 82 от 31 июля 2001 года ”Требования к качеству и проверке питьевой воды и методы анализа”) предельное содержание по многим микробиологическим показателям”, — указала Топп.

Как пояснила руководитель по коммуникациям, предельное содержание для качественных показателей питьевой воды установлено для того, чтобы она была безопасна для здоровья человека. Если качественные показатели воды в такой значительной степени превышают предельное содержание, эту воду просто нельзя пить.

”Но, конечно, нужно учитывать, что мы не можем давать оценку Союзу конькобежцев, потому что нам поступили на анализ бутылки, которые были заранее открыты клиентом. Поэтому невозможно дать и окончательную оценку тому, чем обусловлено заражение находящейся в бутылках воды. Поскольку бутылки были открыты, мы не можем быть убеждены, что это точно питьевая вода Saaremaa Vesi, как написано на этикетках бутылок”, — подчеркнула Топп.

У Saaremaa Vesi такая жалоба впервые

По словам представителя фирмы-производителя предлагавшейся на соревнованиях воды Saaremaa Vesi Тайво Эско, такая информация поступает к ним впервые, хотя в год они продают миллионы бутылок.

”Мы занимаемся производством воды с 2001 года, и все эти годы нашу воду проверяли в лабораториях как Ветеринарно-пищевого департамента, так и Департамента здоровья, и наши протоколы лабораторной проверки были в порядке. Если бы было по-другому, то нам на протяжении этого времени были бы сделаны предписания. Насколько я помню, содержание этих бактерий Coli (которое в этом приложенном протоколе было 2400), которые могут вызвать желудочный вирус, на протяжении всех этих лет производства (15 лет) и в сотнях проб было только нулевым”, — подчеркнул Эско.

”Возникает вопрос, где эта вода стояла больше года? В каких условиях? Потому что если эта бутылка была ненадолго открыта, соприкоснулась с наружным воздухом, потом стояла, или даже из нее немного выпили, и потом она стояла, то в таком случае вода портится. Второй вариант, что на бутылке или на крышке был какой-нибудь незаметный дефект, и наружный воздух в течение этого года соприкасался с водой, тогда вода тоже может испортиться. Но как же все-таки получилось, что прошлогоднюю бутылку употребляют тогда, когда прошло уже больше года?” — недоумевает представитель фирмы.

Эско предположил, что поскольку мероприятие, для которого изначально была заказана вода, проходило в январе прошлого года, большинство заказанных для него бутылок воды выпили в рамках этого мероприятия (организаторы, спортсмены, тренеры и т. д.), и, насколько известно, никто тогда не заболел.

В то же время, когда эту воду производили для Союза конькобежцев, производили и товары собственной торговой марки, а это около 40 000 бутылок, которые также продали, и никто не обращался к фирме с подобной проблемой. А ведь в разливочной машине разом находится большое количество бутылок, куда одновременно наливают одну и ту же воду.

Стерли срок годности?

По словам Журава, сразу после получения подтверждения своих подозрений он сначала обратился с устной жалобой в Союз конькобежцев, но его генеральный секретарь Гуннар Куура не захотел с ним дискутировать или что-либо предпринимать, хотя Куура лично убедился в окончании срока хранения предлагавшейся на соревнованиях воды. На вопрос Журава, почему Союз конькобежцев разрешил предлагать детям просроченную воду, Куура якобы ответил, что этой воды на складе еще очень много и что они вообще не обязаны раздавать воду на соревнованиях. По утверждению Куура, дети сами брали эту воду, никто их к этому не принуждал.

Для сохранения доказательств через несколько дней после встречи с Куура Журав захотел взять на хранение пару бутылок из этой же партии, чтобы при необходимости можно было сделать повторный анализ. Как утверждает Журав, к его удивлению, со всех бутылок с просроченной водой, которые все-таки по-прежнему хранились в Tondiraba, была стерта маркировка срока годности. Это точно были те же самые бутылки, поскольку этикетки были старые, на них было видно, что эта вода была изготовлена по специальному заказу — для соревнований 2015 года.

После этого 29 февраля Журав подал уже письменную жалобу в Союз конькобежцев и в Департамент здоровья.

7 марта от секретаря Союза конькобежцев Яны Куура пришел ответ, в котором союз признает раздачу просроченной воды на соревнованиях, но выражает сомнение, что нарушения здоровья заболевших действительно были вызваны тем, что они пили находившуюся у них на складе воду, поскольку Журав отдал на анализ уже открытые бутылки. Вместо того, чтобы для устранения подозрений самим сделать контрольный анализ нетронутой воды, взятой из тех же самых находящихся на складе бутылок, Жураву сообщили, что все находившиеся на складе бутылки уничтожены.

Происхождение воды неясно

Как пояснила Delfi секретарь Союза конькобежцев Эстонии Яна Куура, по ошибке, не обратив внимания на срок реализации, она выставила на соревнованиях просроченную воду. По ее словам, все эти бутылки были закрыты, их срок годности был 29.01.2016. Бутылки она выставила в зоне Kiss&Cry (зона ожидания для участников турнира). Брать их могли все.

”После письменной жалобы Олега Журава мы сделали запрос и другим тренерам помимо Тийу Валгемяэ, и больше ни один спортсмен, родитель, судья или тренер не представил ни устной, ни письменной претензии, что выпитая на соревнованиях вода вызвала у кого-либо хотя бы малейшие нарушения здоровья или побочные эффекты”, — подчеркнула Куура.

Секретарь указала, что Журав отнес в лабораторию открытые и неполные бутылки: ”В данном случае на 100% неизвестно происхождение воды, и у нас нет никакой достоверной информации, что отнесенная в лабораторию вода не была испорчена намеренно. Также обращаем внимание, что для определения наличия бактерий Coli и Escherichia coli (кишечная палочка — прим. ред.) в воде нужно минимум 250 мл жидкости, поэтому представленные Журавым лабораторные данные, где основанием для показателей было 100 мл, не могут быть точными”.

По словам Журава, Союз конькобежцев в своем ответе заблуждается в том, будто в лабораторию на анализ было отдано только 100 мл воды. На самом деле количество отданной на проверку воды было значительно больше, а лаборатория просто указала данные в расчете на 100 мл.

Причина претензий — проигрыш?

”Мне очень жаль, что у Даниила Журава и тренера Тийу Валгемяэ было расстройство желудка, но, по моему мнению, нельзя исключать, что причиной может быть волнение перед соревнованиями или употребленные дома другие напитки и еда”, — отметила Яна Куура.

Также, по ее словам, если сравнивать результат с предыдущими выступлениями Даниила Журава на соревнованиях, то станет ясно, что на Чемпионате Эстонии среди юниоров он выступил в своей обычной форме. По мнению Куура, основанием для претензий является скорее разочарование и проигрыш Журава его конкуренту Александру Селевко (IK Kristalluisk), который в итоге поехал представлять Эстонию на Чемпионат мира среди юниоров в Дебрецен 14-20 марта.

”Союз конькобежцев Эстонии отреагировал на претензию, все находившиеся на складе бутылки уничтожены, и мы заверяем, что в дальнейшем таких человеческих ошибок, разумеется, больше не произойдет. Мы оповестили Ветеринарно-пищевой департамент, и департамент закрыл дело”, — подытожила секретарь.

14 марта Ветеринарный центр оповестил Журава о том, что 4 марта во время совместного рейда вместе с руководством ледового холла Tondiraba на складе Союза конькобежцев обнаружили 222 бутылки просроченной воды, после чего связались по телефону с Союзом конькобежцев, и в разговоре Яна Куура сожалела о случившемся. Таким образом, 4 марта Союз конькобежцев, не присутствуя на месте, был осведомлен о наличии просроченной воды на своем складе. Из письма Ветеринарного центра выясняется, что Союз конькобежцев представил им акт об уничтожении воды 4 марта. То есть изъятие подозрительных бутылок из оборота путем их уничтожения произошло только тогда, когда руководству Союза конькобежцев стало известно об обращении Журава в соответствующие инстранции.

Что решила прокуратура

Пыхьяская окружная прокуратура, куда в конце концов Олег Журав обратился с просьбой завести дело на Союз конькобежцев по статье 121 Пенитенциарного кодекса, рассматривающей ненадлежащее физическое обращение, отказалась возбуждать уголовное производство. По словам советника по прессе Пыхьяской окружной прокуратуры Каарела Калласа, для того, чтобы начать уголовное производство, должны иметься признаки преступления, которых в этом случае не было: ”По оценке прокуратуры, в данном случае речь идет о достойной сожаления ошибке, но не о преступлении, поэтому решено не начинать уголовное производство”.

В своем ответе на жалобу Журава, составленном 18 марта, прокуратура признает, что пробы представленной Журавым воды в открытых бутылках действительно не отвечают установленным нормам, поскольку содержание бактерий Coli в воде превышает допустимую норму. При этом отмечается, что указанный на бутылках срок годности 29.01.2016 истек только за неделю до проходивших 6-7 февраля соревнований.

Согласно протоколу анализа, маркировка ”лучше употребить до” ("parim enne") означает минимальный срок хранения, а не последний срок реализации и употребления, для которого используется ”годен до” ("kõlblik kuni"). В отличие от ”годен до”, ”лучше употребить до” показывает скорее качество продукта питания, чем безопасность, после истечения такого срока продукт питания как правило не становится опасным для человека. Прокуратура также подчеркивает, что в лабораторию отнесли открытую бутылку, происхождение и нетронутость воды в которой точно неизвестна.

Как видно из жалобы Журава и приложенных к ней материалов, просроченную воду на соревнованиях выставила секретарь Союза конькобежцев Яна Куура, которая объясняет это человеческой ошибкой. По оценке прокуратуры, действительно, не каждый человек подумает о том, что питьевая вода в закрытых бутылках может испортиться. Из материалов также не следует, что совершенный предположительно Яной Куура поступок был совершен по меньшей мере с косвенным умыслом. Как поясняет прокуратура, во-первых, уже ее обоснование поступка (ошибка) исключает умысел, во-вторых, в материалах нет обоснований, почему секретарь Союза конькобежцев должна хотеть причинить своими действиями вред здоровью участников Чемпионата Эстонии по фигурному катанию среди юниоров, то есть быть заинтересованной в вероятном срыве этих соревнований.

По сообщению прокуратуры, нет в материалах и каких-либо данных, которые подтверждали бы возникновение указанного в жалобе гастрита у Даниила Журава, Тийу Валгемяэ или у других участников турнира. Также в материалах нет данных, которые подтверждали бы причинно-следственную связь между гастритом и употреблением содержащей бактерии Coli воды в данном конкретном случае.

Олег Журав не согласен с решением прокуратуры и все равно намерен обратиться в суд. В его распоряжении находится несколько нетронутых бутылок из той же партии, взятых со склада Союза конькобежцев, и он готов передать их следственным органам для проведения контрольных анализов.

Поделиться
Комментарии