В получившей огласку в начале года истории о спокойном ласнамяэском мальчике Иване Сазанакове (новое имя Абдуррахман Азан) сейчас наступил момент, когда двое друзей скоро узнают приговор суда, который напрямую связан с поступками Сазанакова. Предыстория начинается с прихода Сазанакова в ислам. В недавнем видеообращении Сазанаков сказал, что в Сирию его привел Аллах. А к нему он, очевидно, пришел через друга детства Казбулата Шогенова. Они вместе ходили тренироваться в таллиннский клуб таэквондо "Катлери", и вскоре Сазанаков принял ислам. Сменила веру и его супруга Лолита, с которой у Сазанакова двое детей.

2012

Сазанаков знакомится в мечети на улице Кеэвизе с Романом Манко и Рамилем Халиловым. Он новый член общины, но очень скоро начинает отклоняться от принципов ислама, которым учат в мечети. Сазанаков ищет в интернете много дополнительных материалов о вере и делится ими. "Если посмотреть материалы, которыми он делится… Я вполне могу понять, что если постоянно смотреть такие материалы, действительно возникнет желание взяться за оружие", — характеризует посты Сазанакова, опубликованные несколько лет назад, его близкий знакомый. Образовалась компания русскоговорящих мужчин с радикальными исламистскими взглядами.

Май 2013

Сазанаков быстро подружился с Халиловым и даже жил у него. В то же время он работал на производящем пластиковую тару заводе Norfolier Baltic, но предприятие обанкротилось. Поэтому как Сазанаков, так и его супруга Лолита весной 2013 года стали безработными.

Июль 2013

Халилов играет свадьбу, среди гостей и Сазанаков. Примерно в то же время Сазанаков говорит другу, что хочет поехать в Турцию или Египет учить арабский язык. Он покупает за наличные билеты на самолет, однако вскоре хочет их обменять.

15 июля Сазанаков навещает Халилова и просит помочь обменять билеты. Молодожены как раз пакуют чемоданы, чтобы отправиться в свадебное путешествие. За обмен билетов платит Халилов. На следующий день Халилов уезжает на медовый месяц.

18 июля Сазанаков уезжает из Эстонии. Еще в аэропорту он связывается с Халиловым, чтобы спросить, как подтвердить разрешение на вылет. Лолита и двое маленьких детей едут обратно в Нарву.

Начинается время неведения и секретов. Члены общины считают, что Сазанаков учит арабский язык в Турции или в Египте.

Сентябрь 2013

Подсудимый Манко в сентябре спрашивает у Сазанакова, какая погода в Египте, видимо, считая, что друг действительно учит язык. По показаниям Халилова, осенью к нему обращается Лолита. Она вместе с дочерьми хочет переехать от матери и немного отремонтировать новую квартиру. В исламе принято помогать другим, объясняет главный имам Ильдар Мухамедшин в суде.

Халилов начинает собирать деньги, по его словам, для Лолиты и детей. "Мы с Сазанаковым были очень близки, особенно с его детьми, которых я очень любил", — говорит Халилов в суде. 25 сентября Халилов звонит как Манко, так и Шогенову и просит помощи "для нашей нарвской семьи". Всего нужно было найти примерно 1000 евро, и Халилов упоминает, что об этом знают только трое братьев.

То, что он скрыл имена и точные причины, Халилов объясняет тем, что не принято говорить о проблемах других людей и просившему о помощи было неловко быть в таком положении.

Октябрь 2013

Согласно обвинению, 13 октября Роман Манко передает Халилову 200 евро.

17 октября Халилов вместе с Лолитой и ее дочерьми летит в Турцию. После промежуточной посадки прибывают в аэропорт Хатай, который расположен на расстоянии нескольких десятков километров от границы с Сирией. На протяжении всей поездки Халилов не знает, куда именно они направляются или с кем встретятся, он полагается на Лолиту.

Обвиняемый, по его словам, путешествует вместе с женой Сазанакова, потому что по мусульманским обычаям женщина не может путешествовать одна, ее должно сопровождать доверенное лицо мужского пола, которое помогает ей и защищает ее.

В аэропорту Сазанаков и Халилов связываются по телефону. Халилову нужно запомнить секретное слово "водафон". Приходит незнакомый мужчина, говорит "водафон", и компания следует за ним в абсолютном неведении.

Первую ночь проводят в неизвестном месте и на следующий день едут уже к Сазанакову. По прибытии Сазанаков, по его словам, не может понять, находится ли он еще в Турции или уже в Сирии.

Халилов проводит у друга пару дней, видит вооруженных людей и слышит много разговоров на арабском языке. Тем не менее он не спрашивает у друга, где они находятся или чем именно он занимается. "Было много других тем для разговора", — говорит Халилов в суде. На месте он дает Сазанакову около 500 евро, часть из которых — его собственные деньги.

Ноябрь 2013

По прибытии обратно в Эстонию Халилов создает так называемый мертвый э-мейл, откуда начинает отправлять письма самому себе. Этот аккаунт использует как Халилов, так и Сазанаков. "Я буду здесь писать на этот же э-мейл, и ты тоже, чтобы это больше никуда не пошло", — пишет Халилов в своем первом письме.

Создание скрытого канала общения было желанием Сазанакова. Халилов объясняет, что письма отправляли на этот же э-мейл для того, чтобы была отдельная среда для общения. В суде Халилов говорит, что хотел привести в порядок свои каналы общения и держать эту беседу отдельно от других аккаунтов.

Об аккаунте и сообщениях, которыми там обменивались, не говорили никому, однако мужчины не знали, что за ним следили эстонские службы безопасности. Собранная там информация дала много пищи для размышлений следственным органам.

Халилов в самом начале спрашивает, есть ли какой-нибудь канал, через который можно отправлять деньги.

Декабрь 2013

Сазанаков неоднократно указывает на военную деятельность. Один раз говорит, что предстоит жесткое сражение. Потом рассказывает о том, что попали в засаду, и добавляет, что спаслись только благодаря воле Аллаха.

До этих сообщений Сазанаков упоминает группировку с арабским названием, к которой он присоединился. Это название указывает на ИГИЛ.

Халилов сообщает, что Манко хотел бы дать денег Сазанакову, и они решили это сделать через Western Union. Согласно обвинению, Манко пытался перевести деньги Сазанакову именно через Western Union, но перевод вопреки его желанию не был осуществлен.

Январь 2014

Сазанаков призывает Халилова взяться за автомат. Халилову пишет и Лолита, которая просит успокоить живущую в Эстонии семью и говорит, что с ней все в порядке. Семье она советует читать Коран.

Много раз разговор заходит и о номере счета. Халилов пишет, что ему нужен банковский SWIFT-код. В суде он объясняет, что он был нужен ему, чтобы поддержать семью Сазанакова, особенно детей, а не чтобы помочь Абдуррахману.

Февраль 2014

Сазанаков сообщает, что вышел из одной организации (очевидно, ИГИЛ), поскольку разочаровался в ней. в своем объяснении он упоминает также муфтия Ильдара Мухамедшина, слова которого "никогда не верь слепо ни одному ученому" ему вспомнились.

Он говорит, что присоединился к Джабхат ан-Нусра (связанная с Аль-Каидой террористическая организация в Сирии). "Я прошу Аллаха, чтобы он покарал неверных", — пишет Сазанаков.

Март 2014

Сазанаков описывает свои действия, ИГИЛ и халифат более подробно. Вдобавок он пишет, что в Латвии есть люди, которые могли бы поддержать джихад. Он советует отправить туда Романа Манко, который знаком местным. По словам Халилова, он эту просьбу Манко не передал.

Апрель 2014

Роман Манко едет в Ригу. Он говорит, что встречался там с друзьями-мусульманами. Свидетель из Латвии говорит, что никакого сбора денег в Латвии не было.

Май 2014

Халилов по телефону инструктирует другого человека при осуществлении денежного перевода. Сам обвиняемый этой беседы не помнит.

В 2014 году обмен мейлами прерывается. После этого друзья общаются в Facebook и через Skype. По словам Халилова, в последних письмах Сазанаков стал слишком много говорить о том, что происходит и чем он занимается. "Это меня не интересовало, поэтому я на эти письма не отвечал. Я хотел знать, как дела у детей", — говорит обвиняемый.

Январь 2015

12 января Сазанаков публикует на своей странице в Facebook фотографию, где он держит на плече ручной противотанковый гранатомет (РПГ).

Eesti Päevaleht обращается к знавшим Сазанакова членам эстонской исламской общины, чтобы получить информацию об отъезде Сазанакова из Эстонии и присоединении к джихаду. Все утверждают, что впервые слышат об этом от журналиста. Среди прочих журналист связывается и с Рамилем Халиловым, который просит немного времени на размышление, может ли он вообще говорить о своем друге. после этой беседы он больше не отвечает ни на звонки, ни на сообщения.

Апрель 2015

Рамиля Халилова и Романа Манко арестовывают в качестве подозреваемых в финансировании терроризма.

Октябрь 2015

Сазанаков публикует в Youtube видео, в котором говорит, что он не террорист и также несправедливо обвинять его друзей в пособничестве терроризму.

Ноябрь 2015

Начинается первый в Эстонии судебный процесс, в ходе которого рассматривается терроризм. Сегодня в Харьюском уездном суде состоится последнее заседание.

Поделиться
Комментарии