Житель Пайде Харальд Кярпук (тогда 86-летний) в конце лета 2016 года поехал в район Вяэтса осмотреть свои лесные угодья и обнаружил, что незнакомые люди оживленно пилят в его лесу деревья. Харальд сообщил о краже леса в полицию и установил в лесу таблички "Мой лес не рубить!"

Харальд не знал, что это больше не его лес.

Несколькими месяцами раньше, весной 2016-го Харальду позвонил занимающийся скупкой леса Айвар Авик (Forza Tri OÜ). Авик спросил, не хочет ли господин Кярпук продать свой лес.

Харальд не хотел.

Авик наседал, что красивый взрослый лес, в самый раз продавать.


Katrin Kärpuk ja Harald

Харальд сказал, что участок у болота можно было бы продать. Имея в виду участок леса, который не очень ценен и площадь которого меньше 10 гектаров.

Авик ответил, что этот участок леса он знает. Этот участок он может купить у Харальда за 38 000 евро.

Харальд согласился, и Авик отправил кадастровые номера по электронной почте пайдескому нотариусу Эне Нука (о чем Харальд не имел понятия). Нотариус составил документы купли-продажи и пригласил участников в свое бюро поставить подписи.

7 апреля 2016 года скупщик леса Айвар Авик приехал на машине к дверям Харальда. Посадил Харальда и его супругу Ыйе в машину и отвез к нотариусу заключать договор. У нотариуса все было очень хорошо. Улыбнулись, пожали руку, предложили сесть, спросили, кофе или воды.

Тогда выяснилось, что Харальд не знает номера своего банковского счета. Авик опять посадил Харальда в машину, съездили в контору SEB, получили номер банковского счета, который нотариус Нука вписала в договор. Нотариус Нука зачитала длинный и сложный текст, и участники подписали договор.

Харальд ушел из нотариального бюро в радостном настроении, сделка совершена, хорошая сумма, 38 000 евро за лес у болота переведено на счет Харальда. Харальд не понял, что за эти деньги он продал фирме Авика не 10 гектаров, а 34,5 гектара леса, кадастровые номера которого Авик отправил нотариусу. В том числе вековые хуторские леса, которые Харальд выращивал на протяжении своей долгой жизни.

Спустя четыре рабочих дня Forza Tri перепродала купленные у Харальда 34,5 гектара лесных угодий за 105 000 евро. Покупателем была OÜ Karo Mets, которая быстро срубила подчистую большую часть лесных угодий. Совсем все не смогли срубить, потому что на одном участке гнездится глухарь. И на все лесные угодья, которые купила Karo Mets, наложили общую ипотеку в пользу Swedbank.

Айвар Авик после удачной сделки купил на имя Forza Tri новую квартиру в Таллинне (по адресу Тихазе, 25), где он сам и живет.


Katrin Kärpuk ja Harald

Дети Харальда узнали о продаже леса только в конце апреля 2017-го, когда Харальду сунули в почтовый ящик напоминание, что у него не подана декларация о доходах
. Дочь Харальда Катрин Кярпук (у которой большой бухгалтерский стаж) пришла на помощь в составлении декларации.

Ты совершал сделки с недвижимостью, спросила дочь.

Да, продал немного леса, ответил Харальд и отыскал в ящике договор о продаже леса.

У дочери открылся рот от удивления. Это было 1 мая 2017-го.

Катрин Кярпук: "Я, достаточно молодая женщина с высшим образованием, с первого раза вообще не поняла, что купили, что продали. Текст договора был такой запутанный и трудный для понимания. На первый страницах фигурировал предмет договора I, эти лесные угодья у болота, и папа считал, что этим договор ограничивается. Но на четвертой странице прибавлялся еще предмет договора II (участок площадью 10 га) и на пятой странице — предмет договора III (самый большой и ценный участок). Что они тоже продаются, папа уже не понял. Не поняла и мама".

Дочь Катрин задала отцу много вопросов о продаже леса и сняла разговор на видео на телефон. Это видео грустно смотреть. Отец не знает, сколько своего леса он продал и за сколько он свой лес продал. Он не знает ничего ни о кадастровых номерах, ни о местонахождении леса. Он растерян и разводит руками.

Здесь нечему удивляться. В 2010 году у Харальда был инсульт.

Дочь Катрин подозревает сговор лесных фирм. Что Karo Mets использовала Forza Tri как посредника, чтобы остаться добросовестным покупателем. И в помощь взяли нотариуса Эне Нука, которая зачастую оформляет сделки Karo Mets.

Катрин Кярпук искала помощи в бюро канцлера права. Проблем не было бы, если бы над Харальдом вовремя оформили опекунство, ответили там.

"Установленные государством структуры тоже все-таки могли бы не пропускать, — говорит на это Катрин Кярпук. — Как нотариус не понял, что Харальд явно недееспособен!?"


Katrin Kärpuk ja Harald

К настоящему моменту Харальд под опекой дочери. Судебно-психиатрический эксперт обнаружил в ходе производства об опеке, что Харальд не может сказать, сколько у него детей. Он не знает, какой сегодня день или год, а также какие деньги в обращении. Говорит, что у нас действуют эстонские деньги.

Катрин Кярпук дала оценить проданные 34,5 гектара лесных угодий. Pindi Kinnisvarahaldus оценила проданный Харальдом лес в 105 000 евро (это была устная оценка и сделанная на основании аналогичной сделки). Metsabüroo OÜ оценила общую стоимость леса Харальда в 143 000 евро — вместе с частями леса, которые рубить нельзя.

Харальд получил от лесных бизнесменов в три раз меньше.

Опекун Харальда Катрин Кярпук начала три судебных дела.

Во-первых, уголовное дело против Forza Tri OÜ. В исковом заявлении опекун Харальда говорит, что, по-мнению мужчины, был продан один участок леса, а не три. В ходе уголовного дела с фирмы Айвара Авика Forza Tri могут взыскать штраф, который пойдет в доход государства. Прокурор потребовал для Айвара Авика 2,5 года условного тюремного заключения за мошенничество и для Forza Tri штраф в 60 000 евро. Когда Авик услышал об уголовном деле, он выставил свою квартиру на улице Тихазе на продажу. Судебное заседание состоялось 17 апреля, приговор огласят 29 апреля в Пярнуском доме суда.

Во-вторых, гражданское дело против Forza Tri и Karo Mets. В гражданском иске опекун Харальда требует, чтобы землю вернули ее первоначальному владельцу и возместили причиненный вырубкой леса ущерб, то есть 250 000 евро (минус 38 000 евро, которые Харальду заплатили).

Вернуть лесные угодья потерпевшему можно будет только в том случае, если суд решит, что Karo Mets, покупая леса Харальда у Forza Tri, не была добросовестным покупателем. Если Karo Mets была добросовестной, компенсацию можно требовать только у Forza Tri. Это судебное дело началось в конце 2017 года, но к сегодняшнему дню не состоялось даже предварительное заседание.

В-третьих, гражданское дело против нотариуса Эне Нука. Потерпевшие требуют у нотариуса 250 000 евро (минус 38 000 евро, которые уже поступили по этому договору 2016 года), но в итоге нотариус понесет ответственность только в том объеме, который не будет возмещен Айваром Авиком.

Айвар Авик не считает возможным комментировать ситуацию: "В данный момент не закончены два правовых спора, которые касаются названного вами лица. Любое освещение в СМИ в большей или меньшей степени повлияет на судебные тяжбы. Поэтому я, к сожалению, должен сообщить, что не считаю возможным комментировать незаконченные правовые споры посредством СМИ и прошу вас уважать это желание. Вдобавок отмечу, что у меня ранее не было ни одного судебного дела".

Нотариус Эне Нука говорит, что господин Кярпук, заключая договор, все понимал: "По моей оценке, господин Кярпук, заключая договор, все понимал, иначе ведь я бы не заверила этот договор. Должностная обязанность нотариуса — обеспечение того, что человек реально понимает, что он делает и каковы последствия сделки. Правда в том, что как у нотариусов у нас нет медицинских специальных знаний, чтобы окончательно оценить состояние здоровья человека. Никогда нельзя на 100% исключить то, что реальный рассудок ведущего себя во всех отношениях адекватно человека нарушен из-за возраста или, например, хотя бы из-за временной проблемы со здоровьем".

По словам нотариуса, прежде всего она спросила у него, какую сделку он пришел совершить и почему. На основании данных им ответов у него якобы было ясное желание совершить именно такую сделку.

"В случае данного договора речь шла о договоре продажи с самой обычной формулировкой. Разумеется, и в его случае речь идет о юридическом документе, поэтому правовая терминология неизбежна. Но ни в одном пункте у меня не создалось впечатления, будто бы при заключении договора господин Кярпук не понимал его сути", — заверила Нука.

Поделиться
Комментарии