Интервью с Корниловым опубликовано в сотом выпуске информационного бюллетеня совета Объединения ”Русская школа Эстонии”.

Вы — один из тех, кто стоит у истоков объединения. Скажите, что побудило вас к активной деятельности по сохранению русскоязычного образования в Эстонии?

Наверно, мало кто помнит, но после апреля 2007 года в Эстонии не стало интернет-площадки, на которой могли бы общаться люди, имеющие свой взгляд на события "бронзовых ночей" и политику правительства в общем. Тогда мне, достаточно успешному предпринимателю и, в общем-то, аполитичному человеку, пришла в голову мысль "вложиться" в такой ресурс. Сначала был просто блог, потом форум и в декабре 2008 года — портал "Балтия". Честно говоря, я ждал, что подобный портал сделает кто-то другой, более профессиональный и знающий. Сергей Середенко так прямо и сказал, в середине 2007 года, что знает как минимум с десяток человек, такой портал уже делающих. Прошел год, но — увы.

Когда мой товарищ Олег Назмутдинов в обсуждении на портале "Балтия" под темой о русском образовании "встретился" с Андреем Лобовым, последний обратился ко мне с просьбой их познакомить. Так и начался новый этап деятельности Объединения РШЭ. В то время Олега и Андрея в Эстонии знали мало, к тому же инфоблокада русских инициатив еще снята не была. Сейчас можно не скрывать, что приходилось подтверждать "своим честным словом" искренность и порядочность наших парней. Как результат — мое вхождение в состав объединения. Просто уже не мог оставаться в стороне. Естественно, и один из наших лозунгов "Учить эстонский, но учиться на русском!" мне близок и понятен. То, что делает правительство в лице Министерства образования и науки, считаю преступлением, и мой долг жителя Эстонии — моей Родины — этому противостоять.

У меня двое сыновей. Оба на тот момент (старший сейчас в университете в Питере) учились в русской школе, и мне небезразлично, на каком языке будет учиться мой младший сын-шестиклассник.

По итогам конференции соотечественников вы и Мстислав Русаков выбраны в состав координационного совета (КС). Почему вы лично решили баллотироваться в члены совета?

Начну с того, что в новый состав Координационного совета российских соотечественников Эстонии вошли три члена совета нашего объединения. Очень рад, что Шахля Гаджиева-Апурина, представляющая Тартускую региональную организацию РШЭ, также будет работать в этом органе. Отдельно отмечу, что я баллотировался не как член правления РШЭ, а как издатель портала "Балтия". Вы, наверно, знаете, что нам удалось в результате долгих и порой жестких переговоров с соотечественниками, если так можно выразиться, имеющими свой взгляд на дальнейшее развитие КС Эстонии, отстоять большинство наших предложений, озвученных на специальном совещании. Кстати, кроме специального совещания в январе, одних только заседаний оргкомитета было проведено семь. Большинство предложений, озвученных на специальном совещании, выполнено: КСРСЭ обновлен на 70 процентов;
регионы получили право самостоятельно выбирать своих представителей в КС Эстонии; каждый член КС должен отвечать за свой участок работы;
каждый член КС обязан предоставить отчет за каждое полугодие;
удалось консолидировать все здоровые соотечественные силы и создать что-то наподобие реестра соотечественных НКО.

Кроме того, в результате дополнительных переговоров принято решение о создание при КС Эстонии некоего совета старейшин или клуба экспертов, через который будет проходить предварительная оценка всех проектов. Так вот, одно из направлений (участок работы) — это медийная деятельность, которой я и буду заниматься, если члены КСРСЭ поддержат меня на ближайшем заседании, которое состоится 11-12 июня.

Перед российскими соотечественниками стоит задача чрезвычайной важности по сохранению в Эстонии качественного школьного образования на русском языке. Как это будет осуществляться практически?

Первый практический ход уже сделан. Как вы знаете, руководство России объявило о выделении дополнительных мест для обучения детей соотечественников, что, безусловно, нас порадовало и чего мы ждали. Министерство образования РФ места выделило, однако ввело дополнительные требования принимать только не имеющих ни одной тройки, причем никак свое решение не обосновало. В этой связи многие из потенциальных российских студентов, имея даже одну тройку, на учебу в Россию не попадут. А если, к примеру, эта единственная тройка по эстонскому языку? Итог: квота для Эстонии не выбрана, что даст возможность в следующем году снизить ее. Наши действия: зафиксировали в резолюции конференции соотечественников нашу просьбу пересмотреть данное ограничение Министерства образования РФ.

Также будем просить Министерство образования РФ рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на обучение 20 выпускников Северо-Востока в Ивангородском филиале Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), с руководством которого достигнута принципиальная договоренность о возможности целевого выделения 20 мест для русскоязычных абитуриентов из Эстонии в Ивангородском филиале указанного вуза для обучения в бакалавриате по специальности "Информатика и вычислительная техника". При этом СПбГУАП готов создать отдельную учебную группу из соотечественников, в учебный план которой будут дополнительно включены смежные дисциплины, в том числе история России, политология, основы российской культуры, позволяющие выпускникам эстонских школ привести свой образовательный уровень в соответствие с российскими стандартами среднего образования. На основании резолюции эстонской конференции соотечественников уже в начале недели, 27-28 мая, мы проведем переговоры с сотрудниками Посольства РФ в Эстонии. Надеюсь, в ближайшее время письмо будет направлено в Министерство образования РФ. Практика двух последних лет показала, что правительство Эстонии нас не слышит и декларируемая некоторыми нашими сторонниками пресловутая "опора на собственные силы", к сожалению, не действует. У нас, благодаря группе по мониторингу, анализу и развитию под руководством Андрея Лобова, неплохо отработано европейское направление. Пора осваивать и российское. Очень надеюсь, что членство Шахли Гаджиевой-Апуриной и Мстислава Русакова в Координационном совете российских соотечественников Эстонии в этом нам поможет.

Теперь деятельность "Русской школы Эстонии" будет получать финансовую поддержку координационного совета?

КСРСЭ не имеет своих собственных финансовых ресурсов, однако координационный совет Эстонии имеет право рекомендовать поддержать проекты от эстонских НКО, направленные в различные фонды России. В этом направлении, наверно, и будут действовать мои коллеги Мстислав и Шахля.

Поделиться
Комментарии