"По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рекомендуемая концентрация тригалометанов в питьевой воде не более 560 микрог/л. В питьевой воде города Нарва содержание тригалометанов колеблется от 100 до 200 микрог/л (норма 150 микрог/л)", — говорилось в распространенном в начале октября заявлении Нарвской горуправы по проблеме качества воды, поставляемой Narva Vesi, пишет "Виру проспект".

Еще весной Инспекция охраны здоровья информировала нарвские власти о результатах исследований, заказанных ею у Тартуского университета, и о сделанных экспертами выводах. Инспекция посоветовала нарвитянам пить бутилированную воду, водопроводную употреблять только кипяченую, а властям предложила обеспечить безопасной водой дошкольные учреждения, больницы, учреждения опеки.

По словам профессора Астрид Саава, десятилетиями изучающей вопросы качества питьевой воды, "560 микрограмм тригалометанов на литр", о которых говорит Нарвская горуправа, как о якобы рекомендуемой ВОЗ максимальной концентрации тригалометанов в питьевой воде, таковой предельной нормой ВОЗ на самом деле не являются. "ВОЗ никогда не давала рекомендаций по суммарному содержанию тригалометанов, а предлагала рекомендации по предельному содержанию каждого из этих веществ в отдельности", — говорит Астрид Саава.

В Нарвской городской управе "Виру Проспекту" сообщили, что эти данные ("560") были предоставлены муниципальным предприятием Narva Vesi. В Отделе производства Narva Vesi говорят, что эта предельная концентрация была получена путем сложения рекомендуемых ВОЗ предельных концентраций по четырем различным видам тригалометанов: хлороформу (300), бромоформу (100), дибромохлорометану (100) и бромодихлорометану (60).

Профессор Саава отмечает, что такая методика в целом абсолютно недопустима, и об этом отдельно говорится в том самом издании, на которое ссылаются специалисты Narva Vesi, "Guedelines for drinking-water quality". Астрид Саава говорит, что в том же издании предлагается формула оценки совместного присутствия тригалометанов в воде.

По поводу рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения предельных концентраций различных видов тригалометанов заведующая Ида-Вируским бюро Инспекции охраны здоровья Ольга Смолина говорит, что они устанавливаются с учетом ситуации с питьевой водой во всем мире. "Но у нас не Азия, не Африка. Эстония — европейская страна, и ситуация с питьевой водой у нас более благополучная, чем во многих развивающихся странах, — говорит Смолина и вместе с профессором Саава предлагает ориентироваться на директиву ЕС по питьевой воде.

"В последние годы во многих странах научно оценивался фактический риск рака от потребления питьевой воды с различной степенью содержания тригалометанов, в том числе с концентрацией тригалометанов в пределах разрешенной в ЕС нормы. Основные результаты этих исследований я указала в своем экспертном заключении, — сообщает Астрид Саава, подчеркивая, что в Эстонии исследования вреда тригалометанов, с экспериментами над животными, не проводились. — Зарубежные ученые установили, что при ежедневном потреблении 2 литров воды со 100 микрограммами тригалометанов на литр, онкологические заболевания угрожают 1 человеку из 10 тысяч в год, с учетом того, что средняя продолжительность жизни в предполагаемой группе — 70 лет. Именно на основании этих исследований я предполагаю, что в Нарве даже такая нормальная с точки зрения ЕС вода создавала бы ежегодно риск заболеваний для 6-7 человек".

Поделиться
Комментарии