Этот вопрос Delfi задал депутату Рийгикогу от Союза Отечества и Res Publica Пеэтеру Тульвисте, который принял участие в дебатах о будущем иноязычного образования в Эстонии.

"Думаю, что так мы были бы единственной страной в Европе, где существовала бы такая система, — ответил Тульвисте. — Что касается различий между довоенной и нынешней Эстонией, то это большая разница — составляет популяция русских 8% или треть. Отсюда и политическое поведение".

По мнению Тульвисте, в идентичности эстонцев язык находится на гораздо более важном месте, чем, например, у армян или евреев: "И поэтому кто хочет быть своим в этом государстве и в глазах этого народа, то язык для него — предпосылка для всех прочих вещей".

Тульвисте отметил, что политика в сфере образования и языка в Эстонии была более последовательной, чем в какой-либо иной области. Он категорично возразил депутату от Социал-демократической партии Пеэтеру Крейцбергу, который подчеркнул, что для него на первом месте — качество образования, а потом уже язык. "Совершенно не согласен с такой оценкой", — отрезал Тульвисте.

"Наш главный враг в деле сохранения эстонского языка — не русский, а английский язык, — добавил Крейцберг. — Несмотря на то, что англичан и американцев живет в нашей стране несравнимо меньше, чем жило в 30-е годы русских. Мое субъективное ощущение: угрозы со стороны русского языка нет. Мы застыли в каких-то политических тисках и чувствуем, как нас распирает от патриотизма, когда говорим: так, 100% или 60% предметов будем преподавать на эстонском. Скоро, может, вынуждены будем сказать — и это много, поставим 55%. Это не солидный подход".

"Я понимаю, что ни у одного маленького государства нет ресурсов, чтобы организовать двуязычное образование", — таково мнение депутата парламента от Центристской партии Владимира Вельмана.

А депутат Рийгикогу от Партии реформ Татьяна Муравьева и вовсе считает, что даже при самом глубоком языковом погружении русским ничто не грозит: "На самом деле русские настолько темпераментны, настолько "внутри" своей культуры и настолько самоуверенны, что потеря идентичности им не грозит.

Поделиться
Комментарии