"Я тоже поддержал идею объединения Русской и Социал-демократической партий, был под кайфом иллюзий: смотрите-ка, социал-демократы — крутые ребята, рискуют… Последний воз, который мы свезли Русской партии, это были русская сборная и Антидискриминационная программа. Я полагал вначале, что то уж на этом базисе партия сможет выторговать себе у соцдемов хоть какой-то островок, что Черепанов сможет на каких-то акциях русской сборной начать серьезный торг, игру. А оказалось, что даже по самому пустячному, ничтожному поводу его можно разоружить в пять минут и приструнить окриком "к ноге!", — сказал Михайлов Delfi.

Его комментарий порталу:

"Союз Отечества и Res Publica (IRL), который выбрал себе нового радикального лидера, однозначно давшего понять, что они — партия Ээриков-Нийлесов Кроссов. То есть политических авантюристов международного ранга. И вот эти партийцы, подбоченясь, задали социал-демократам вопрос — вы с кем, вы на нашей стороне?

И совсем нехаризматичный парнишка Миксер сдрейфил — конечно, мы с вами, никаких мораториев на обсуждение темы оккупации Эстонии в 1940 году! Под давлением правых Миксер и вся Социал-демократическая партия сползают вправо, поскольку Союз Отечества и Res Publica уходит еще более радикально вправо. Он сумел преодолеть внутри себя противоречия. Это теперь очень сильно консолидированная партия, поставившая во главу угла молодых рьяных лидеров, держащихся за власть всеми зубами и когтями. На левом фланге ничего похожего нет.

Происходит растягивание всей шкалы эстонских партий, и, тем самым, давление на центристов ослабевает, поскольку переносится на социал-демократов. Блок правых может сейчас совершенно спокойно с ними расправиться, и никаких особых надежд для социал-демократов я на следующих выборах не вижу, если они не радикализируются со своей принципиальной политикой.

Все знаки вокруг ситуации с объединением Русской партии и соцдемов, а также вокруг вновь внезапно вспыхнувшей дискуссии об их отношении к оккупации говорят о том, что никакой потенции интегрировать русских политиков у эстонской политической элиты нет. Она боится нарушить этот очень удобный консенсус, зиждящийся на старой реституции.

Оккупация — словечко для внутреннего пользования, оно имеет сугубо идеологическое значение, никакого юридического. Это чистой воды мифологема. Подтверждение тому — никто не осмеливается вытянуть ее в качестве международной юридической нормы. Марью Лауристин как наиболее умный основатель социал-демократии в Эстонии никогда не использовала в своих официальных выступлениях термин "оккупация", только "аннексия". Меня удивляет, что юрист Черепанов не использует его, не отметая сразу "оккупацию". Это от неопытности.

Впрочем, тут не его неопытность важна, а политика Миксера и всей сдвигающейся вправо социал-демократии. На этом внутреннем сдвиге она теряет свою консолидацию.

Но все это фарс, это не надо драматизировать. Если бы Русская партия была действительно силой, то даже маленькая группа могла бы навести у соцдемов большого шороху. Сейчас РПЭ идет сдавать оружие и присягать реституции, причем по самой мифологической ее статье — оккупации. Эта фарсовая сторона хорошо видна на фоне того, что происходит в России, где стало интересно жить. А здесь стало скучно и тоскливо. Не потому, что русские теряют свою последнюю пусть крохотную, но платформу политической консолидации, а потому, что классическая форма консолидации по мировоззрению находится в затяжном кризисе.

Все рвутся во власть. К примеру, социал-демократы так отчаянно подмигивают реформистам, что готовы идти даже на старую тройственную коалицию с правыми. За счет интеграции социал-демократов в коалицию правые создают иллюзию обновления, и маленький русский троянский ослик — это так гирька, с помощью которой эти большие качели отлично просматриваются. Чаша весов тройственной коалиции реформистов, IRL и соцдемов опять резко пошла вниз, они набирают очки. И русские таки проголосуют за Черепанова, потому что тем, кто голосуют, надоело сидеть в оппозиции.

Идет поляризация, радикализация всего русского общества, русские становятся еще более ярыми националистами, не терпящими Эстонию, готовыми накликать на нее все беды, и в то же время — послушным орудием той самой коалиции, которая эти беды будет их же голосами усугублять.

Но свято место пусто не бывает. Чем быстрее рассосется этот чирей в виде верхушки Русской партии, тем быстрее возникнет консолидация и появление новой русской партии. Но это уже будет боевая партия, готовая принять разрозненные группы, которые к этому готовы. Тем более, что, повторюсь, политическая интеграция русских с эстонскими партиями провалилась".

Поделиться
Комментарии