В сфере здравоохранения одновременно созрели два яблока раздора. Во-первых, Союз врачей Эстонии сообщил, что Союз больниц нарушает действующий коллективный договор. Согласно договору, врачи и больницы должны были договориться о стандартах специализированного персонала, или, проще говоря, о том, скольких пациентов может принять врач в рабочее время. Обвинение врачей состоит в том, что больницы вообще не занимались этим вопросом.

Во-вторых, недавно возник вопрос с составлением коллективного договора на 2017–2018 годы. Для решения данного вопроса был привлечен государственный примиритель. Союзы врачей и медсестер и Профессиональный союз работников здравоохранения Эстонии представили свою версию коллективного договора в конце прошлого года. Она предусматривала повышение платы врачей-специалистов в будущем году до 12 евро в час, врачей — 11 евро в час, медсестер — 6,45 евро и попечителей — 3,90 евро в час. В 2018 году плата за час составила бы соответственно 14, 12, 7,20 и 4,30 евро.

Но самым важным союзы считали, чтобы в договоре были указаны дополнительная плата за работу ночью и в выходные (соответственно в 1,5 и 1,3 кратная плата), часы приема (в основном, до семи часов в день), возможность обучения для врачей (врачам и медсестрам 60 часов в год) и т.д. Врачи и медсестры уже долгое время твердили одно: здравоохранение держится на нашей сверхурочной работе, но так продолжаться не может.

Плохое предложение

Встречное предложение больниц было совершенно другим: повысить почасовую оплату на 0,3 евро в год (если минимальная почасовая зарплата врачей в настоящее время составляет 10 евро, то в будущем году она была бы 10,3 евро и в следующем после него — 10,6 евро), а остальные пункты вычеркнуть. ”Союз больниц Эстонии при подписании коллективного договора не может взять на себя большую ответственность, чем позволяют Больничная касса и государственный бюджет”, — объясняет руководитель союза Урмас Суле.

Как уже писала в начале года Eesti Päevaleht, бюджет больничной кассы на 2017 год перенапряжен, чтобы Больничная касса за эти годы наконец-то вышла в плюс. В свою очередь, это напряжение откладывает время производства государственного бюджета.

Государственный примиритель Хенн Пярн отметил, что переговоры обещают быть сложными. В сущности, проблема такая же, как и в 2012 году, когда противостояние привело к забастовке: медицинские работники считали, что 5,8% от ВВП недостаточно для здравоохранения, так как в других странах процент выше.

Врачи и медсестры требуют через своего работодателя более масштабных изменений в системе здравоохранения. Министр здоровья и труда Евгений Осиновкий в начале года послал сторонам напоминание, что в переговорах должны участвовать сотрудники и работодатели, а не министерство. Работодатели же продолжают подчеркивать свою зависимость от Больничной кассы.

Неожиданная встреча

Вчера Пярн созвал стороны на встречу, чтобы обсудить первый спорный вопрос, то есть нарушение коллективного договора, что застало стороны в расплох. Например, Союз врачей дал больницам время до понедельника, чтобы начать разрабатывать стандарты персонала. По требованию Союза больниц встречу отложили на неопределенное время.

”Я пытаюсь разобраться в понятиях. Что они подразумевают под стандартами?” — объясняет Пярн. ”Мой вопрос также состоит в следующем: оправдано ли то, что общество выделяет здравоохранению деньги, а потом работодатели устанавливают свои стандарты количества услуг, которые они предлагают за эти деньги? Разве не должно быть наоборот, чтобы дающий деньги сам и устанавливал стандарты? Если это решают работники и работодатели, то их нельзя назвать стандартами”.

Возможно, проработавший на своем посту 15 Пярн не будет участвовать в этих переговорах до конца. Срок конкурса по поиску нового государственного примирителя подойдет уже через пару дней.

Поделиться
Комментарии