"Цена, которую наше общество платит сейчас за поддержание жизни безнадежно больных людей, чрезвычайно высока, — констатировал Мардна. — Это вопрос, где мы используем средства непропорционально и где соотношение качества и цены не уравновешено".

По словам Мардна, высоко развитая медицина способна поддерживать не пригодный для жизни организм на вегетативном уровне практически бесконечно. Он привел в пример случай Миланы Каштановой, лечение которой в Германии обходится дорого, но состояние здоровья которой исключает выздоровление.

"В Эстонии мы не дозрели до того, чтобы узаконить эвтаназию, — сказал Мардна. — Должны двигаться в этом направлении шаг за шагом".
Первым шагом, по его словам, могла бы стать инструкция для медиков, которая поможет решать, в каком случае врачи больше не обязаны оживлять пациента.

"В цивилизованных государствах многие люди носят в паспортах письма о том, что в случае их клинической смерти они просят не оживлять их и использовать их органы, — отметил Мардна. — Я знаю многих докторов, у которых в кармане такая же записка".

Он добавил, что собственноручное заявление о том, чтобы его при клинической смерти не оживляли, имеется и у него. Донорство органов невозможно для него из-за возраста.

"У пожилых людей нельзя брать на органы почки, печень и сердце, но можно использовать, к примеру, радужную оболочку глаза или кости", — пояснил доктор.

"Когда человек покидает этот мир по причине несчастного случая, то его тело может кому-то помочь, — отметил он. — Было бы нормально, если бы сознательные граждане давали на это разрешение".

Мардна вспомнил черный юмор швейцарских медиков: когда наступает май и молодые люди отправляются на мотоциклах в горы, наступает пик "сезона донорских органов".

Поделиться
Комментарии