Опубликованные результаты аудита по делу Фонда ВЭБ указывают, что 5 февраля 1995 года центробанк Эстонии отправил Внешэкономбанку письмо, заведомо содержащее ложные данные о замороженных суммах. Подписанный на тот момент исполняющим обязанности президента банка Вахуром Крафтом документ сообщал, что замороженная сумма в 32 327 675 долларов принадлежит фирме TSL International. Однако, на самом деле, принадлежащая русскому водочному магнату Александру Маттю фирма прав на озвученную сумму не имела.

”Запланированная деятельность” Крафта

"В опубликованных результатах аудита Банка Эстонии в отношении письма с ложными данными использовался термин ”запланированная деятельность”. Поэтому предоставление ложных данных можно считать умышленным. По словам экономиста Ардо Ханссона мотивом такой намеренной ошибки являлось желание ”разморозить” 32 миллиона долларов” — пишет бывший журналист Тоомас Кюммель.

Таким образом руководитель эстонского филиала банка Nordea Вахур Крафт попадает в связи с обнародованными данными под подозрение. Крафт отказался дать комментарии СМИ, ограничившись парой пресс-релизов с обобщенными данными. На данный момент руководитель филиала находится в запланированном отпуске.

Крафт утверждает, что за свою жизнь он подписывал много документов, но ни разу не подписывал документы с известными ему ложными данными. Если верить бывшему исполняющему обязанности президента Банка Эстонии, теперь следует выяснить, кто те злоумышленники, которые дали ему на подпись документ с ошибкой в 32 миллиона долларов.

В 1995 году руководителем ВЭБ фонда был заместитель президента Банка Эстонии Энн Тейманн, также не помнит подробностей об этом письме и не знает, откуда в нем появились ошибочные данные. Операция с 32 миллионами была завершена весной 1998 года, когда ВЭБ фондом заведовал уже Владимир Михайлов.

Журналист Тоомас Кюммель считает, что Крафт не только подписал документ с ложными данными, но и был о них осведомлен. ”Поставить под несколькими разными содержащими ошибочные данные документами свою подпись — это не случайность и не ошибка. Такое возможно только при запланированной афере”, — пишет Кюммель.

Крафт действовал напрямую

Упомянутая ошибка в 32 миллиона долларов не единственная во всей этой истории. Крафт подписал три документа, благодаря которым деньги из ВЭБ фонда поступили на счет TSL International: первый перевод — 1 827 675 долларов 25 августа 1997; второй — 10 миллионов 17 марта 1998; последний — 20,5 миллионов 29 мая 1998 года.

29 мая 1998 года Банком Эстонии Внешэкономбанку за подписью Крафта было отправлено очередное письмо: "Банк Эстонии сообщает, что на блокированных валютных счетах Эстонской Республики числятся средства нерезидентов Эстонской Республики. Просим списать с блокированных счетов Эстонской Республики средства нерезидентов Эстонской Республики и перечислить по назначению. В то же время не возражаем перечислению блокированных средств резидентов Эстонской Республики на наши блокированные счета".

В тот же день с замороженного счета ВЭБ фонда были переведены последние 20,5 миллиона долларов на счет TSL International. Крафт же получил ответ от Внешэкономбанка, что они также не против такой операции.Таким образом 32 миллиона долларов в конце концов были ”разморожены”.

Поделиться
Комментарии