"По его мнению, — отметил Кылварт, — возможность учиться на разных языках ущемляет право получать образование на эстонском языке. В поддержку своей позиции он приводит статью 37 Конституции ЭР и 21 Закона об основной школе и гимназии. Действительно, согласно пункту 4 статьи 37 Конституции ЭР, каждый имеет право получать образование на эстонском языке, но этот же пункт гласит, что в учебных заведениях национальных меньшинств язык обучения выбирает само учебное заведение. Действительно, согласно статье 21 Закона об основной школе и гимназии, обучение ведется на эстонском языке, но эта же статья предусматривает право выбора любого другого языка обучения. Используемого канцлером понятия "в порядке исключения" законодатель в данной статье не применяет. Закон закрепляет за попечительским советом как за представительным органом родителей право выбора языка обучения. Пункт 3 статьи 37 Конституции ЭР так же гласит, при выборе характера образования детей решающее слово остается за родителями".

Получается, констатировал вице-мэр, что не только Закон о частной школе, но и Закон об основной школе и гимназии, а также Конституция дают право выбора языка обучения, передает Раэпресс. Это подтвердил и сам Индрек Тедер в своем предписании Министерству образования от 11 июля 2011 года. Если канцлер права по каким-то причинам изменил свое мнение, то, согласно его логике, необходимо изменить не только Закон о частной школе, но и Закон об основной школе и гимназии, а главное — Конституцию ЭР. В Конституции закреплено право получения образования на эстонском языке, а не обязанность.

"Остается непонятным — Индрек Тедер недоволен только планами Таллинна и Нарвы создать частные муниципальные гимназии с русским языком обучения или он видит угрозу также в учебных заведениях, где обучение проходит на немецком, английском или на финском языках? — задается вопросом Михаил Кылварт. — Частные школы создают дополнительные возможности получения образования, а не ущемляют чьи-то права. Практика показывает, что можно получать качественное образование на родном языке и при этом овладевать государственным языком на должном уровне. Если канцлер права всерьез обеспокоен возможностями реализации права получать образования на эстонском языке, то я предлагаю проанализировать, как повлияет на реализацию данного права план Минобразования в несколько раз сократить количество гимназий".

Поделиться
Комментарии