Андрей Красноглазов читал доклад, посвященный сравнительно узкой теме — "русскоязычному образованию" в Эстонии в период кризиса, передает ИА REGNUM.

Признанием собственного бессилия прозвучала информация о том, что Совет русских школ, призванный защищать школы с русским языком обучения в Эстонии возник только в 2010 году, хотя принципиальные решения о переводе среднего образования на эстонский язык были приняты властями Эстонии еще в 1997 и 2007 годах. Даже пример Латвии, где процесс свертывания школьного образования на русском языке начался значительно раньше и которому в целом следует Эстония, не подтолкнул русскую общину Эстонии к более решительным и, главное, своевременным действиям. Причем аргументация властей и контраргументация правозащитников и родителей те же самые, с какой выступали противоборствующие стороны в Латвии.

На стороне противников эстонизации русских школ логика, на стороне властей — политическая воля, сила и пассивность русского меньшинства в Эстонии. Учителя самоустранились, директора бегут впереди паровоза, родители в ужасе, дети — в ауте, сказал докладчик.

"Переход свершился. Его не остановить, не повернуть вспять. Десять лет сидели, год назад спохватились. Раньше надо было работать над этой проблемой", — самокритично заметил Красноглазов.

Особо он остановился на русскоязычных детях, которых родители переводят в эстонские школы, где нет ни уроков русского языка, ни языковой среды.

"Проблема русских детей, обучающихся в эстонских школах — это суперпроблема", — подчеркнул докладчик. Родители с ними не занимаются и в результате они теряют письменную русскую речь.

"Нам остается заботиться о сохранении основного образования на русском языке; удерживать рубеж пропорции эстонского и русского языков в пределах нормы 60 на 40 процентов; пытаться развивать частное среднее образование на русском языке, хотя желающих вкладывать средства в это не наблюдается; помогать русским детям, которые учатся в эстонских школах", — сказал Красноглазов. В Эстонии у русской общины нет административного ресурса, пожаловался он, хотя, как известно, в Эстонии неграждане имеют право голоса на муниципальных выборах и есть целый ряд самоуправлений, в том числе, таких крупных, как Нарва, где власть формируют преимущественно русскоязычные избиратели.

Поделиться
Комментарии