По данным Департамента статистики, в течение последних четырех лет без родительской заботы ежегодно оставалось около тысячи детей. Нуждающимися в помощи детьми считаются те, в судьбу которых пришлось вмешаться социальному работнику или специалисту по защите детей.

Ребенок может попасть в детский дом или под надзор специалиста по защите детей по разным причинам, начиная с того, что ребенок прогуливает школу, заканчивая тем, что его родители являются зависимыми. В 2013 году под надзором социальных работников местных самоуправлений находилось 1568 детей, которые не ходили в школу по разным причинам. По словам заместителя руководителя детского приюта Лиллекюла Тийны Симсон, прежде всего дети попадают в приют потому, что родители не справляются с подростками, которые уклоняются от школьных обязанностей или не ночуют дома.

Молодой парень попал в приют Лиллекюла из-за мыслей о самоубийстве. Его родители уже десять лет жили раздельно, у обоих были новые семьи и дети. Юноша поначалу жил с матерью, но в подростковом возрасте у него возникли проблемы. Мать отправила его жить к отцу. Сначала парню было хорошо у отца, но старые проблемы снова дали о себе знать. Родители обвиняли друг друга и в конце концов ребенок попал в детский дом. Ни одна из семей не хотела принимать сына, хотя финансовых проблем у них не было. Теперь подросток учится в школе с общежитием вдали от Таллинна, а его результаты становятся все лучше.

По словам руководителя отдела детской и социальной политики Министерства социальных дел Сигне Рийсало, увеличение числа нуждающихся в помощи детей говорит не о том, что их количество выросло в два раза, а о том, что их стали чаще замечать. Статистика включает как тех детей, которые разлучены с своими семьями, так и тех, кому помогают социальные работники, но которые по-прежнему живут в своем доме. Показатели увеличились в два раза именно за счет живущих дома детей. По оценке Рийсало, изменился болевой порог общества и теперь помощь получают и те дети, проблемы которых раньше были незаметны. Старший советник канцлера права Маргит Сарв также отметила, что увеличение зарегистрированного числа нуждающихся в помощи детей - это хороший знак.

Насилие и зависимость

Две другие причины, почему дети попадают в приюты — алкогольная и наркозависимости родителей. Тийна Симсон рассказа Eesti Päevaleht случай, из-за которого подросток не решился вернуться домой и попал в приют Лиллекюла.

”Я думала, меня уже ничто не удивит”, — сказала Симсон. Она описала свой разговор с мальчиком, родители которого, начиная с детского сада каждое утро в качестве профилактики давали ребенку розог. Родители надеялись, что тогда ребенок не будет хулиганить в детском саду. Сейчас парню 13 лет и дома по-прежнему используют те же методы, например, за плохие оценки в школе.

Симсон считает, что физическое насилие показывает бессилие родителей и неспособность решить проблему спокойно. ”У нас были дети, которые не выносили прикосновений из-за того, что их когда-то били”, — сказала Симсон.

В 2014 году в приюты поместили из шести тысяч нуждающихся всего 134 ребенка, а в новые семьи попало 137 детей. Почему эти показатели остались такими низкими, по сравнению с выросшим количеством всех случаев?

Двое братьев 8 и 10 лет в пятый раз попали в приют. Их мать алкоголичка пьет циклами, если начнет, то беспросветно. По рассказам мальчиков, в доме всегда были собутыльники, и дети видели все, включая избиение. Каждый раз мать давала обещания работникам приюта и находила причины, почему не может сотрудничать с социальными работниками.

Лечение матери не помогало, дети снова и снова возвращались в приют. По словам Тйны Симсон, не так просто направить детей в приюты. ”В Эстонии такое правило, что семье надо как можно больше помогать, организовывать обучение, назначать попечителя или направлять детей в школы с общежитием”, — перечислила она. Приют, по словам Симсон, последнее место, до этого надо приложить максимум усилий, чтобы ребенок рос в семье.

Своя семья лучше

Маргит Сарв подчеркнула, что естественная среда для взросления ребенка, это своя семья, которую надо всячески поддерживать. ”Только в случае, когда вспомогательные методы не помогут или не помогли бы, а ребенок находится в опасности, тогда его надо изъять из семьи и поместить в приют”, - сказала Сарв.

В приют Люллекюла привели пятилетнею девочку, чья жизнь дома стала повергаться опасности. Ее мать употребляла наркотики и занималась их продажей. В этой семье родители не заботились о ребенке, а наоборот. Обязанностью пятилетней девочки было заботиться о матери. Если мать плохо себя чувствовала и спала, девочка должна была накрыть ее одеялом и тогда могла тихонько играть. В конце концов мать посадили, а ребенка отдали в приют.

Рийсало отметила, что, если ребенку необходима помощь, это не значит, что его автоматически направят с приют. Предпочтение следует отдавать усыновлению, опеке или содержанию в семье. Результативность социальной работы должна выражаться в сокращении количества детей в приютах и увеличении числа детей в семьях. По словам Рийсало, приют должен быть только временным решением, так как ребенок получит помощь вне семьи, а семье поможет социальный работник, и если проблемы будут решены, ребенок вернется домой. Таким образом важным показателем должен быть и то, сколько детей возвращаются из приютов в свои семьи, считает Рийсало. А это число за последние четыре года также удвоилось.

Поделиться
Комментарии