Тедер направил в понедельник в Рийгикогу предложение привести закон о частных школах в согласие с конституцией, обеспечивающей каждому право на обучение на эстонском языке, сообщил BNS советник канцлера права.

Закон о частной школе позволяет государству и самоуправлениям учреждать частные школы, в которых организатор школы может сам избирать язык обучения, однако этот закон противоречит конституции, считает Тедер. "А именно согласно логике конституции, цель представления образования заключается не только в возможности получения единичных случаев пользы, а в более широком функционировании общества. Образование должно обеспечивать человеку кроме существования также и необходимое развитие как предпосылку для осуществления демократии, а также развитие приобщения к обществу, терпимость и культурную разносторонность," — отметил канцлер права.

Таким образом, из конституции вытекает, что государство должно обеспечить каждому возможность получать образование на эстонском языке в масштабах, которые дадут человеку в виде эстонского языка рабочий инструмент для обустройства собственной и общественной жизни. Эти обязанности должны исполнять в равной мере как проживающие в Эстонии люди, так и законодательная и исполнительная власти и местные самоуправления, отметил Тедер.

"Тем самым законодатели обязаны создать рамочное законодательство, которое обеспечило бы каждому равные возможности обучения на эстонском языке. При этом не имеет значения, предоставляют ли образование в общественно-правовой или частной форме государство или местные самоуправления. Исполнительные власти и местные самоуправления должны в свою очередь руководствоваться законодательством и обеспечивать конституционные права. В противном случае нарушается основное право каждого на получение образования на эстонском языке", — говорится направленном парламенту предложении канцлера юстиции.

Переход на эстонский язык обучения был законодательно установлен в 1993 году, позже предусмотренный для этого переходный период был продлен. 9 июня 2010 года Рийгикогу принял закон об основной школе и гимназии, в котором языком обучения в гимназии предусмотрен эстонский.

Таллиннская и Нарвская горуправы ходатайствовали об исключении, однако их ходатайства были отклонены. Затем таллиннская горуправа приняла решение учредить целевой фонд как частный Русский лицей и использовать предоставляемые законом о частной школе возможности, чтобы обойти требования обучения на эстонском языке в законе о гимназиях и продолжать при поддержке города предоставление гимназического образования на русском языке. Такую же возможность обещала использовать и Нарва.

Поделиться
Комментарии