Когда Airbus военно-воздушных сил Великобритании приземляется на аэродроме Кэмп Бастион, в салоне выключают свет, все иллюминаторы закрываются, пассажиры надевают бронежилеты и шлемы. В полной тишине и темноте самолет начинает приземление. Для талибов сбить самолет над Кэмп Бастион — большая удача. Таким образом они привлекают к себе международное внимание, пишет Eesti Päevaleht.

Кэмп Бастион — крупнейшая британская база в Афганистане посреди пустынной долины — в два раза больше, чем Пярну. База была основана в 2006 году. В самое горячее время в ней находилось 28 000 военных. База серо-коричневая: серая пыль, серый пейзаж. Единственные растения — низкая трава.

Между палатками и зданиями возведены высокие бетонные барьеры. От внешнего мира базу отделяют насыпи, ограды и сторожевые посты. Во всем остальном Кэмп Бастион похож на обычный город — здесь есть магазины, рынок и пара мест общепита.

Перед итальянской пиццерией возвышается несколько искусственных пальм — единственные деревья в городе. Магазины как магазины, но между стеллажами с корзинками ходят клиенты с автоматами, а на парковке установлена табличка, предупреждающая о том, что на тактических транспортных средствах (например, танках) в магазин приезжать нельзя. И, конечно, на базе сухой закон.

На рынке продаются афганские ковры ручной работы и всякие мелочи. Изготовители ковров пытаются идти в ногу со временем — в ассортименте есть ковры, на которых в азиатский орнамент красиво вплетены вертолеты и танки. Продавец ковров — современный афганец, который даже женщинам пожимает руку. Он опечален тем, что силы союзников покидают страну.

”Мне придется закрыть магазин в июне, — говорит он. — Куда я пойду? Домой, в Херат. Это безопасный город, красивый, зеленый”. По поводу будущего Афганистана он оптимизма не питает. ”Что будет после выборов? Я не знаю, посмотрим. Американцы могли бы остаться здесь. Было бы безопаснее”, — говорит продавец.

Военную базу уже сносят. Согласно договоренности между силами союзников и Афганистаном, после того, как военные покинут страну, от Кэмп Бастион не должно остаться ни следа.

”Золотой час” между жизнью и смертью

”Когда я приехал сюда, сразу произошел случай, когда пациенту пришлось сделать четыре ампутации подряд. Тогда я думал, что так и будет”, — вспоминает эстонский анестезиолог доктор Лаури Кыргвеэ свою первую миссию в Афганистане. Сейчас на базе Кэмп Бастион работает два врача из Эстонии — в отделении экстренной медицины в больнице базы работает доктор Ахти Варблане. Пациент, которому одновременно ампутировали и ноги, и руки, выжил и был доставлен в Англию. Всего в Афганистане без ног или без рук осталось примерно 1500 военных из США, более 250 британцев и 11 эстонцев.

”Более 95% тех, кто прибывает сюда, выживают”, — говорит доктор Кыргвеэ. Больница Кэмп Бастион одна из самых загруженных (или даже самая загруженная) травматологическая больница в мире. Одновременно здесь работает 15-20 врачей, до 220 медсестер и другого медперсонала. В больнице имеется шесть кабинетов травмпункта. Для сравнения: в Северо-Эстонской региональной больнице их три. В странах Запада редко получают такие повреждения, как в Кэмп Бастион: чаще всего травмы и ожоги после взрывов, пулевые ранения, осколочные ранения и контузии.

У того обстоятельства, что большинство людей, которые поступают в больницу, выживают, есть своя причина. Это ”золотой час”: если раненного удается в течение часа после получения повреждения передать врачам, надежда на то, что он выживет, велика. По словам Кыргвеэ, одновременно пациентом занимается до 12 медиков травматологической команды. ”Это можно сравнить с командой ”Формулы-1”, где к остановившемуся на пит-стопе автомобилю подбегает вся команда и без слов начинает действовать”, — иллюстрирует доктор Варблане работу отделения травматологии.

Хотя в больнице базы делают все для спасения жизни, это не всегда удается. ”Смерти случаются. Если кто-то, несмотря на оживление, все-таки умирает, в больнице есть священник, который достойно провожает солдата в последний путь. Члены травматологической команды на несколько минут склоняют головы, и работа продолжается”, — говорит доктор Кыргвеэ.

По состоянию на начало марта в Афганистане погибло более 3400 военных-союзников. Девять из них были эстонцами.

Когда военные покинут Афганистан, закроется и больница. Сейчас более 90% поступающих в больницу пациентов — бойцы Национальной армии Афганистана. После того как западные врачи покинут страну, афганским врачам придется справляться самостоятельно. Сумеют ли они? Доктор Кыргвеэ говорит, что скорее нет.
Поделиться
Комментарии