Накануне процедуры ратификации договора о Европейском механизме стабильности (ESM) в Рийгикогу говорилось о том, что Эстония получила из этого фонда небольшую льготу на 12 лет, пишет Eesti Päevaleht. Учитывая нашу относительную бедность и фактическую малость рядом с более крупными действующими лицами еврозоны, Эстония в течение первых лет в общий капитал ESM, который составит 80 миллиардов евро, должна будет внести 148,8 миллионов евро. И только в 2024 году она должна будет добавить 56 миллионов, когда доля нашего участия в ESM вырастет с 0,186 процентов до 0,2558 процентов.

А могло случиться и так, что Эстонии пришлось бы сразу же готовиться к выплате 204 миллионов евро. Это произошло бы в случае, если бы министр финансов Юрген Лиги не гнул упрямо свою линию.

После принципиального решения европейских лидеров о создании ESM между министрами финансов и чиновниками велись напряженные переговоры по поводу всех деталей, в том числе по поводу того, какое капитальное участие будет установлено для каждого государства.

В Министерстве финансов уже был проведен анализ участия в являвшемся предшественником ESM Европейском фонде финансовой стабильности (EFSF), и вывод заключался в том, что для Эстонии эти условия являлись дискриминационными. Но что было делать, система была создана до того, как в Эстонии было введено евро. Лиги решил достичь лучшей позиции по этому вопросу по крайней мере во время учреждения ESM и пошел с этим предложением на переговоры.

Условия для достижения чего-либо были чрезвычайно плохими. В это время Словакия разозлила все страны еврозоны, так как она яро протестовала еще против EFSF, не говоря уже о ESM. Важные решения еврозоны невозможно принять без поддержки Германии, и в начале тамошние ответственные лица не хотели обращать особое внимание на факт, который из Берлина казался слишком мелкой проблемой.

В связи с этим Лиги получал от премьер-министра Андруса Ансипа довольно четкие сигналы о том, чтобы он не придирался к доле участия в ESM в Брюсселе. Ансип боялся, что если Эстония на переговорах создаст о себе впечатление привереды, то она поведет себя как Словакия и разозлит тем самым другие столицы. Кредо премьер-министра в отношении политики ЕС оставалось таким: как можно меньше повышать голос и, если возможно, быть на стороне большинства. Маленькое государство должно выбирать свои битвы.

Однако Лиги его не послушался и действовал дальше, и в результате добился своего: Германия все же поняла, что предложенная изначально доля ESM сильно наказала бы Эстонию, и что предложение Лиги является разумным. Но сделать исключение лишь для Эстонии было бы странно.

В итоге был быстро достигнут компромисс. На 12 лет исключение было сделано для четырех более мелких и бедных стран еврозоны - Эстонии, Словакии, Словении и Мальты. По этой причине и им нужно благодарить Юргена Лиги: для Словакии никакого исключения сделано не было бы, так как она ссорилась со всеми открыто, и без эстонского лобби ее скорее хотели бы заставить стать полноценным участником. А то, что исключениями стали также Мальта и Словения - это уже был результат политического решения, когда решалось, где поставить планку для определения, кто является маленьким и бедным.

Поделиться
Комментарии