Французы продают России десантные корабли, немцы покупают российский газ — способна ли Европа единогласно отреагировать на деятельность России в Крыму?

Почти все страны Евросоюза считают, что нужно что-то предпринять — ввести санкции. Сложности возникают, когда речь заходит о характере санкций, поскольку единства нет.

Например, британцы не являются сторонниками введения финансовых санкций, поскольку российские деньги, происхождение большей части которых покрыто мраком, затопили Лондон. Вопрос не в банкинге, а в доходе от продажи недвижимости и торговле.

Латыши тоже говорят что-то подобное: несколько недель назад президент Латвии Андрис Берзиньш сказал, что санкции в отношении России будут непродуктивными. Теперь мэр Риги Нил Ушаков сказал, что российские деньги и туризм очень важны для Риги и будет плохо, если это пропадет.

Французы продают россиянам десантные корабли, а немцы экспортировали Российской армии компьютеризированный тренировочный и симуляционный центр. Это возможность, которую россияне самостоятельно не получили бы в ближайшее время и которая выводит их учения на совершенно новый уровень.

Кроме того, немцы помогают русским производить высокотехнологичные панели комбинированной брони, которые можно использовать, например, на танках, колесных бронемашинах и внедорожниках. Кроме того, многие немецкие предприятия имеют лицензию на экспорт военной продукции в Россию.

Кэтрин Эштон, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, сказала, что происходящее на Украине вызывает тревогу. До сих пор переживания не сильно помогли?

В такой критической ситуации бразды правления находятся в руках стран-членов — они на политическом уровне должны достичь договоренности. Президент Еврокомиссии Баррозо может направлять этот процесс, но не он тот человек, который может принять какое-то решение. Другими словами — в такой ситуации страны-участницы Евросоюза должны действовать самостоятельно.

У ООН дела тоже не идут лучше — Россия наложила вето на резолюцию, которая критикует референдум в Крыму.

Это скорее символическое дипломатическое давление, поскольку все члены, кроме России, были за резолюцию. Россия осталась одна, в изоляции. Сейчас кажется, что все это не пугает российское руководство, потому что внутри государства сформирована виртуальная реальность, параллельный мир. В этом информационном пространстве, которое мало сообщается с реальностью, живет население России и действует нынешний режим.

Получается, что канцлер Германии Ангела Меркель была права, когда сказала, что Путин потерял связь с реальностью?

Да, Меркель эти процессы поняла более или менее так же, но мне кажется, что она не до конца уловила суть вещей. Путин очень хорошо связан с собственной реальностью, но для нас это… параллельный мир.

Каким образом возникает этот параллельный мир?

Здесь вступают в игру социальная психология, масс-медиа, политтехнологии, историческая память… Параллельный мир в России создавался годами, фундамент был заложен еще в советское время. Тогдашнее информационное пространство тоже было автономным и, по мнению западных людей, не имело никакого отношения к объективности.

Мифическое наследие советских времен очень сильно и Путин начал на этом фундаменте строить собственный дом в 1999-2000 годах. За последние годы это стало интенсивнее и, по сравнению с ранним временем, более шизоидным, агрессивным и шовинистическим.

Люди, которые помнят советские времена, говорят, что даже при Брежневе медиа-картина не была такой, как сейчас. Отчасти это исходит от государства, отчасти возникает самостоятельно — конструируясь в полуавтоматическом режиме в предусмотренных Кремлем рамках.

Процесс, проходящий в России похож на процессы, проходящие в других уходящих от реальности идеологических системах. Пропаганда нацистской Германии тоже опиралась на национальные мифы, которые были представлены под углом националистической идеологии. Часть мифов приспособили, другие убрали, а потом достаточно долго все это скармливали народу.

Путин стал использовать старые российские империалистические сюжеты: православие, русская миссия, шовинизм. Если нацистская Германия существовала 12 лет, то Путин у власти почти 15 лет.

США обратили внимание Европы в сторону происходящего в Тихом океане. Может ли кризис на Украине вернуть внимание обратно в Европу?

Первые признаки, указывающие на это, уже появились. Подумаем, как быстро в воздушное пространство стран Балтии прибыли шесть истребителей и два самолета-заправщика. Самолеты-заправщики позволяют предполагать, что в странах Балтии смогут действовать самолеты, которые здесь не базируются.

Дипломатическое внимание США тоже очень высоко — они подтвердили, что сейчас безопасность Европы имеет для них первостепенное значение. Можно ожидать, что их слова превратятся в действия, однако, в какие действия, увидим спустя некоторое время. Планирование занимает время, если речь идет не о такой быстрой реакции на кризис, как в случае с истребителями.

Поделиться
Комментарии