”Нам было тогда по 10-11 лет и нам было негде жить. Мы искали картонные коробки, чтобы не ночевать совсем под открытым небом, в них и жили”, — рассказывает 23-летний Алексей Шишов, теперь успешный руководитель по продажам предприятия Ecopress. Через несколько недель он уедет в Норвегию, чтобы руководить одним из отделений компании уже там, пишет Eesti Päevaleht.

”Вместе с братом и другом мы просили подаяния у McDonald’s на улице Сыле. Однажды мы попросили денег у Мати, которого нашли на заправке Statoil. Денег он нам не дал, но накормил. Все вместе мы пошли в McDonald’s, где и познакомились”,  — это знакомство стало для Алексея судьбоносным. Мати Синисаар — руководитель социального центра церкви Пеэтели. В то время этот центр начал заниматься обездоленными детьми. В дневном центре дети могли поесть, ими занимались воспитатели.

”Мати сразу же пригласил нас с собой в летний лагерь в Норвегию, который он сам и организовывал. Я не мог поехать, потому что у меня не было документов. Ни паспорта, ничего”, — вспоминает молодой человек.

В центре ему помогали: сначала были сделаны документы, затем мальчик стал ходить в центр Пеэтели кушать.

”В 1990-е мой отец потерял работу, после чего впал в депрессию и начал пить. Сначала отец, а потом уже и мать. До этого он был строителем, а мама крановщицей”, — рассказывает Алексей.

В школу ходить хотел, но не мог

”Я всегда хотел ходить в школу и хорошо учиться. Но для меня это было невозможно”, — сетует молодой руководитель. В семье было четверо детей — два мальчика и две девочки, он был самым младшим. Алкоголизм родителей только усугублялся и через пять-шесть лет стал невыносимым.

”Не было денег, есть было нечего. Я не мог ходить в школу, потому что постоянно был голоден. Я даже не мог помыться. Одноклассники смеялись надо мной и показывали пальцем. Жили мы в маленькой однокомнатной квартире в Пельгуранна, до этого немного в Мустамяэ. Там был такой дом, по типу общежития. Родители все же находили кое-какую работу на рынке, мама продавцом, папа грузчиком, но этих денег не хватало”, — говорит парень.

Вместо того, чтобы ходить в школу, мальчик побирался на улице. В то время, когда он должен был учиться в третьем классе, большую часть времени он посвящал сбору бутылок на Штромке: ”Многие там выпивали, поэтому удавалось собрать много бутылок. Целый день собирали, а потом можно было один раз поесть. Иногда нам удавалось получить столько денег, что мы даже делились с родителями!”.

Он отмечает, что учителя знали о бедственном положении мальчика, но никто не помог: ”Не было никого, кто бы взял на себя ответственность. Все говорили, что они ничего не могут поделать, что какое-то другое учреждение должно нами заниматься”. Социальный работник ни разу не навещал их семью: ”Учителя, конечно же, понимали, что я не могу ходить в школу по уважительной причине, но они ведь не могли предоставить мне квартиру. Это скорее не их ошибка, а ошибка системы”.

Дома становилось все хуже. ”Из-за долгов нас выселили из квартиры. Родители переехали в один из разрушенных домов на улице Ситси. Но он не был особенно пригоден для жилья”, — так он и его маленькие братья и сестры оказались на улице.

”Мы искали картонные коробки, чтобы не ночевать совсем под открытым небом, в них и жили. Было более-менее тепло, по крайней мере летом. Практически мы жили неподалеку от рынка Каяка, там было одно здание, где перегружали товар, поэтому коробок там было много. Нельзя сказать, что все относились к нам с радушием, но все же, иногда нам давали свежий хлеб. Иногда нам удавалось поработать — грузили вещи, за что получали еду”, — вспоминает молодой человек.

Хорошие дела делаются на сытый желудок

Алексей и Мати встретились летом 2001 года. После лета он перебрался жить в Пеэтели: ”Я понял, что так мне проще ходить в школу. Там я мог поесть, а это так важно! Я мог постирать вещи, получал новую одежду, мог мыться под душем.Больше я не вонял и мог нормально выспаться”.

”Мама тоже понимала, что я не могу ходить в школу из дома. Сначала она была против, ведь ей было трудно меня отпустить — она же мама. Но, в конце концов, она согласилась, потому что поняла где мне будет лучше. Она меня очень любила”, — вспоминает Алексей.

Молодой человек считает, что система центра Пеэтели мотивирует — за хорошие оценки дети получают немного денег на карманные расходы. Но это только в том случае, если оценки действительно хорошие.

”У меня были очень хорошие отметки!”, — смеется парень. Программу до третьего класса он усвоил плохо, поэтому третий класс пришлось пройти снова. После этого оценки исправились и учеба стала продвигаться все лучше, вплоть до университета: ”Тогда у меня стало все отлично! У меня появились новые друзья, многие из тех, с кем я раньше ссорился”.

С первых дней в Пеэтели воспитатели отправили детей работать. Ребята участвовали в ремонте церкви, убирали территорию, собирали мусор по всему городу. ”С самого начала трудовое воспитание было одним из главных принципов”, — поясняет руководитель центра Мати Синисаар. Второй подход — воспитание через приключения. Каждое лето дети ездят в лагеря в гости к спонсорам из Норвегии. В лагерях работают и ходят в походы. У ребят есть принимающие или так называемые опорные семьи. Такая семья была и у Алексея.

”Как в семье, так и в Пеэтели для ребенка важно ощущение того, что о нем заботятся. Что кто-то переживает о том, как у него идут дела в школе, что кто-то может тебе что-то объяснить. Так появляется мотивация — не хочется подводить людей, которые тебя поддерживают”, — разъясняет Мати.

В 2007 году родители парня умерли. По словам молодого человека, причиной смерти стало непрекращающееся пьянство. Брат Алексея также посещал центр Пеэтели и продолжал учиться. Его карьера не настолько выдающаяся, но он справляется.

Когда парень жил на улице, он не знал эстонского, теперь он изъясняется на нем свободно. После окончания основной школы он поступил в Ласнмяэское механическое училище, где получил специальность автомеханика. После нескольких лет работы он продолжил учебу в Таллиннском университете. Алексей выбрал отделение молодежной работы. Опять же, проблемой стало отсутствие жилья, на которое требовалось зарабатывать.

”В один день мне позвонили из Ecopress — когда-то давно я посылал им свое резюме, где мной было отмечено знание норвежского языка. Мне предложили руководить продажами на норвежском направлении”, — рассказывает Алексей и добавляет, что выбор межу учебой и работой дался ему непросто. Он посоветовался с центром Пеэтели и решил пойти на работу: ”Это была возможность чего-то достичь, доказать себе, что я могу справиться”.

Работа — главное правило

Теперь Алексей сам начал заниматься организацией летних лагерей для таких же несчастных ребят. ”Он подает хороший пример нашим маленьким мальчикам — их непросто убедить, что и они способны получить образование”, — объясняет Мати.

”Они не могут поверить в себя, если не видят что такое возможно. Я хочу им показать, что в жизни со всем можно справиться, следует только немного постараться”,  — добавляет молодой человек. Время от времени он ходит в центр Пеэтели в гости, где проводит время с детьми.

”Важно, что в Пеэтели детям объясняют одну правильную истину: чтобы выжить необходимо работать — утверждает Алексей и продолжает — Считаю, что таких центров можеть быть больше. Конечно же, еще должна улучшиться наша система помощи детям. Пора брать ответственность”

Модель работает — не без добрых людей

Люди из НКО социального центра церкви Пеэтели помогают детям с 1997 года. Изначально у организации не было помещений, поэтому сотрудники центра занимались ”полевой работой”: раздавали одежду, еду, средства гигиены, устраивали выезды и пикники. В 1998 году открыл свои двери дневной центр Пеэтели. Дети могли получить горячую пищу, чистую одежду и проводить свободное время в спокойной обстановке. Также были добавлены комнаты для ночлега на 20 человек.

Все дети находятся в центре с согласия родителей. Условие одно — ребенок должен ходить в школу. Центр сотрудничает с родителями, выдает им продукты. Главное отличие организации от государственных детских домов заключается в том, что никто не встает между родителем и ребенком, отцов и матерей не лишают родительских прав. Центр не практикует принуждение и наказания.

Центр Пеэтели содержится за счет пожертвований частных лиц и предприятий, 90% капитала приходит из за рубежа, преимущественно из Скандинавии. В промежутке с 2000 по 2004 год центр поддерживался Таллиннской горуправой. Но с тех лет ни государство, ни мэрия не поддерживала организацию, поскольку форма деятельности НКО не соответствует ни одному описанию в законе. С другой стороны, моральную поддержку муниципалитет все же оказывает.

Ежемесячно центр Пеэтели поддерживает свыше 70 детей и подростков, столько же людей смогло побывать в летних лагерях. Количество ”выпускников”, то есть тех, кого организация поддерживала как минимум 3-4 года перевалило за 160. Если учесть, сколько семей и детей получили гуманитарную помощь, то количество тех, кому была оказана помощь намного больше.

Поделиться
Комментарии