"Это абсурд!, — считает чиновник отдела равноправия Министерства социальных дел Кристийна Лухт. — У нас нет даже 1500 живущих в рабстве людей!".

Лухт возмущена результатами опубликованного в конце прошедшего года "Индекса мирового рабства", который показывает, что в Эстонии живет в рабстве 4800 человек, пишет Eesti Ekspress. Это половина населения Хийумаа или Пайде. Или все население города Йыгева.

И что особенно шокирует — по данным индекса, всего за один год количество рабов утроилось. Еще в 2013 году в Эстонии было 1400-1600 рабов. Если эта цифра продолжит расти в таком же темпе, к концу 2015 года в Эстонии может оказаться уже около 15 000 рабов.

"У нас, конечно, есть жертвы торговли людьми, о которых нам неизвестно, — говорит Лухт. — Но просто невозможно, чтобы в рабстве жили тысячи людей!".

В Эстонии помощь жертвам рабства и торговли людьми оказывает Департамент социального страхования. Им на настоящий момент известно только об одной жертве трудового рабства. Это мужчина, который был водителем и помощником у передвигающегося на инвалидной коляске тартусца Андреса Вайка. Поскольку, по данным следствия, мужчина выполнял эту работу против своего желания, его рассматривают как жертву трудового рабства. Департамент социального страхования предоставил ему — а также тем, кого принуждали к занятиям проституцией — жилье, еду и одежду. Расследование еще не закончено.

"Трудовое рабство означает, что человека заставляют выполнять работу, которую он делать не хочет, при этом ему за нее не платят", — сказала заведующая отдела помощи жертвам Департамента социального страхования Эне Пялл. О других жертвах трудового рабства департаменту неизвестно.

И все-таки, откуда взялась в "Индексе мирового рабства" цифра 4800? Индекс составлен действующей в Австралии организацией Walk Free, которая работает во имя уничтожения "современного рабства". "Возможно, что в Эстонию никто оттуда не ездил", — предполагает Кристийна Лухт.

При определении количества рабов Walk Free берет за основу не конкретные случаи, а различные статистические данные: измеряющий социальное неравенство коэффициент Джини, стабильность государства, результаты опросов общественного мнения, гендерное неравенство. На основании этих показателей работники Walk Free и высчитали, что 0,36 процента населения Эстонии живут в рабстве — больше, чем в Азербайджане, Казахстане, Киргизии или Индонезии. Если поменяется методика, изменится и вывод Walk Free о количестве живущих в рабстве людей.

По их нынешним данным, в Финляндии 700 рабов, во Франции 8600, в Латвии 2300. Самая рабская страна ЕвропыУкраина с 112 600 рабов.

Однако понятие рабства Walk Free не означает, что человека где-то держат на цепи и побоями заставляют работать. "Современным рабством" они называют ситуацию, когда путем похищения, обмана, применения власти или использования уязвимого положения жертвы человека принуждают работать, оказывать интимные услуги или предоставлять донорские органы. Под такое определение подходит, например, проститутка из неблагополучной семьи, так как она социально уязвима, или отправившийся на работу в Финляндию эстонский строитель, с которым не заключают трудовой договор и платят меньше обещанного. Или нелегально работающие в Эстонии украинские строители, которым пообещали разрешение на работу, договор и нормальную зарплату, но которые этого не получили. Как нелегалы, они являются заложниками работодателя и не решаются просить помощи.

С такими случаями часто сталкивалась Сирле Блумберг из организации Living for Tomorrow: "Этих украинских строителей держат где-нибудь в квартире, не платят зарплату, приносят еду в пакете".

Подобные истории есть и об уехавших в Финляндию эстонцах. Блумберг вспоминает о трех эстонских мужчинах, которые в Финляндии должны были чистить расположенный под линиями высокого напряжения лес. Для жилья им предоставили неотапливаемый бетонный бункер, где вообще не было мебели. Спать приходилось на холодном полу. По пути на работу один из мужчин должен был сидеть в багажнике, поскольку салон автомобиля был заполнен инструментами. Платили им тоже меньше обещанного. Но уйти в таком случае тоже тяжело — близкие считают, что человек отправился в Финляндию работать, и признать себя жертвой для него значит уронить свое достоинство. Термин "рабство" Блумберг считает неудачным. Правильнее было бы говорить о торговле людьми и о трудовой и сексуальной эксплуатации. Но и в этом случае трудно получить реальные цифры, сидя за столом в офисе в Австралии.

Поделиться
Комментарии